Служебное произведение

г. Москва

О служебном задании

В рамках работы над проектом по созданию сайта ООО «Протектор»

Приказываю:

1.1. Дизайнеру И.И. Иванову разработать дизайн-макет сайта ООО «Протектор».

1.2. Пресс-секретарю С.С. Сидорову разработать тексты, содержащие информацию об услугах ООО «Протектор», предназначенные для размещения на сайте.

1.3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор                  Петров                    П.П. ПетровС приказом ознакомлен                 Иванов                    И.И. Иванов01.02.2006С приказом ознакомлен                Сидоров                   С.С. Сидоров01.02.2006

Н.В.Родина

Юрисконсульт АНО

«Региональный Сетевой

Информационный Центр»

(АНО «РСИЦ»)

Авторское право на служебные произведения в Соединенных Штатах

Обстоятельства, при которых работа считается «служебное произведением» определяется в США законом Об авторском праве 1976 года.

При определении авторства на служебные произведения определяется, является ли наемный работник сотрудником по своей воле. Здесь имеет значение наличия у сотрудника от работодателя орудий труда и инструментов; местонахождение работы; длительность отношений между сторонами; способ оплаты труда; предоставление работнику льгот; налогообложение. В § 220(2) закона излагается список факторов, имеющих отношение к определению, является ли наемный участник сотрудником.

Если же произведение создается независимым Подрядчиком или фрилансером, его работа может рассматриваться как работа по найму только при соблюдении всех следующих условий:

  • работа должна соответствовать одной из категорий, а именно: (1) наличие вклада в коллективную работу, (2) работа составляет часть кинофильма или другого аудиовизуального произведения, (3) дополнительная работа (4) обобщение, (5) дидактический текст, (6) атлас;
  • работа должна быть специально заказана;
  • должно быть составлено письменное соглашение между сторонами, определяющее, что работа — это служебное произведение. В соглашении должна быть написана фраза «работа по найму» или «работы по найму».

Написание во взаимном соглашении, что работа сотрудника — это работа по найму, не является достаточным условием для авторства. Любое соглашение, не удовлетворяющие всем вышеперечисленным критериям является не допустимым для соглашения по работе по найму и все права на работу остаются за создателем произведения. Суды также учитывают, что соглашение о работе должно быть заключено, хотя может быть и не подписано, до начала работы.

Сторона найма, например, киностудия, для создания кинофильма может нанять десятки авторов произведений (например, авторов нот, сценария, авторов звуковых эффектов, костюмов) каждый из которых может потребовать повторных соглашений с создателями, если для показа фильма или условий его создания что-то изменилось. В случае не достижения этой договоренности с любым автором показ фильма может быть запрещен. Чтобы избежать этого продюсеры кинофильмов и аналогичных произведений требуют, чтобы все работы были сделаны работниками по найму. []

С другой стороны, работа с соглашением по найму является менее предпочтительным для создателей, чем договор о передаче авторского права. В рамках работы по найму, заказчик является владельцем всех прав с самого начала, даже если договор был нарушен, тогда как при передаче прав, автор произведения может ограничивать заказчика до тех пор, пока все условия договора будут выполнены. Ограничение может быть мощным инструментом, когда необходимо заставить заказчика исполнять свои обязательства.

Автор имеет неотъемлемое право расторгнуть передачу авторских прав в течение 35 лет после создания работы. Однако, согласно данным ведомства США по авторскому праву, циркуляр 9 «прекращение положения закона не распространяются на работы, выполненные по найму».

Взаимоотношения между работником и работодателем

Если произведение создается работником предприятия, то понятия «служебное произведение» зависит от отношений «работодатель-работник». При этом суды учитывают факторы:

  1. Контроль со стороны работодателя за работой (например, работодатель может определить, как работа выполнена, работа выполнена на места расположения работодателя, и предоставляет ли работодатель оборудование или другие средства для создания рабочих мест)
  2. Контроль работодателя над работником (например, работодатель контролирует график работы, право работника на выполнение других поручений, способ оплаты, наличие у работника помощников)
  3. Состояние и поведение работодателя (например, работодатель для производства работ предоставляет работнику льготы и удерживает ли налог из зарплаты работника).

2. Субъекты авторского права

(издательства, театры, киностудии и т. д.).

права, организации по защите авторских прав и др. субъекты.

Субъекты авторского права, в узком понимании, — это авторы произведений, то есть обладатели личных авторских прав.

В Законе автор определен как физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (ст. 4 Закона).

Более обширное понятие (автор интеллектуальной собственности) можно найти во Всемирной декларации по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г., термин «автор» означает любое лицо или группу лиц, действующих независимо или под эгидой какой-либо правительственной или неправительственной организации с целью получения прибыли или по каким-либо другим основаниям, ответственных за творчество в любой области, включая науку и технику, искусство, включая исполнительское искусство и результат деятельности некоторых категорий производителей, таких как производители фонограмм и вещательные организации, товарные знаки, указатели деловых предприятий, промышленные образцы и развитие географических указаний.

Ни возраст, ни пол, ни раса (национальность) не имеют значение для признания лица автором. При этом авторская правоспособность возникает с момента рождения (ст. 17 ГК РФ). Однако нужно учитывать, что право распоряжаться авторскими трудами тесно связно с понятием дееспособности (ст. 21 ГК РФ). В соответствии со ст. 26 ГК РФ (п. 2 пп. 2), без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора на произведения науки, литературы или искусства…могут несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет. Таким образом, авторская дееспособность наступает с достижением автора возраста 14 лет.

Важно отметить, что для возникновения авторского права не имеет значения и дееспособность лица. То есть, автором может быть и лицо, признанное по действующему гражданскому законодательству недееспособным

Однако и здесь необходимо оговориться: в случае признания лица недееспособным, может быть ограничено его право распоряжения результатами авторского труда (совершать сделки по отчуждению имущественных прав).

автора. Впрочем, наследники вправе защищать названные права (п. 2 ст. 27 Закона).

На стороне автора может выступать и «множественный» носитель авторских прав — соавторы. В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона, авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

соавтором переработчик произведения, если между ним и автором не было заключено соответствующее соглашение.

соавтор при соблюдении ряда условий может рассматриваться как индивидуальный субъект авторского права (абз. 2 п. 1 ст. 10 Закона). Например, автор главы в учебнике по авторскому праву, может переработать свою главу и представить ее как статью или учебное пособие. При неделимом же соавторстве субъекты (соавторы) не могут выделить свой авторский труд из произведения, и соответственно самостоятельно выступать автором части произведения. Например, отец и сын написали учебник по авторскому праву, но каждый из них писал не по главам, а совместно создавая текст, постоянно правя и редактируя.

Может возникнуть логичный вопрос: как оценить вклад конкретного автора в произведение? Кому принадлежит право на использование произведения созданного в соавторстве?

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что авторское право на произведение созданное соавторами принадлежит последним совместно. Как мы уже подчеркивали, каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

к тому оснований запретить использование произведения (абз. 3 п. 2 ст. 10 Закона).

прав (пользователями).

В качестве особых субъектов авторского права можно выделить: специальные ведомственные органы (в советский период, например, — Госкомиздат), комитеты (и организации) по защите авторских прав, объединения издателей и т. д.

индивидуальное осуществление их затруднено. В Российской Федерации в настоящее время существуют несколько организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. К их числу следует отнести такие, как Российское авторское общество (РАО), Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере (РОПАС), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС).

Комментарий к Ст. 1295 Гражданского кодекса РФ

Комментируемая статья регулирует вопросы создания служебных произведений.

Служебным признается произведение, созданное автором в пределах исполнения своих трудовых обязанностей, иными словами, для признания произведения служебным необходимо наличие трудовых отношений. Более того, необходимо, чтобы создание произведений, творческая деятельность (например, программирование) были трудовыми обязанностями работника — автора.

Факт трудовых отношений подтверждается трудовым договором. Так, Трудовой кодекс определяет, что трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

По правилам комментируемой статьи авторское право принадлежит работнику. Следует учитывать, что в соответствии со ст. 1255 Кодекса авторским правом признается в том числе исключительное право, однако комментируемый пункт не содержит каких-либо изъятий из данного правила.

В пункте же 2 комментируемой статьи закреплено обратное положение, согласно которому исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю. Данное положение может быть изменено сторонами (работником-автором и работодателем) в договоре. В отличие от ЗоАП стороны вправе урегулировать вопрос о принадлежности исключительного права на служебные произведения и в трудовом договоре.

Данное положение комментируемой статьи очень спорно: предметом трудового договора являются трудовые отношения, регулируемые трудовым законодательством, а согласно ст. 2 Гражданского кодекса основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности) определяются гражданским законодательством.

Моментом, с которого работодатель вправе осуществлять принадлежащие ему права, является момент, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение.

Действиями по использованию служебного произведения признаются в том числе такие действия работодателя: использование произведения, передача исключительных прав на него другому лицу или сохранение произведения в тайне.

Необходимо обратить внимание на следующее положение статьи: на работодателя возлагается обязанность выплачивать вознаграждение работнику и в случаях, когда исключительное право было им передано третьим лицам. Однако на каком основании работодатель будет выплачивать вознаграждение за использование права, которое ему не принадлежит?. Новеллой законодательства являются положения Кодекса (п

3 комментируемой статьи), устанавливающие случаи, когда работодатель может лишиться принадлежащего ему исключительного права на служебное произведение и это исключительное право принадлежит автору. Это произойдет, если работодатель в течение трех лет не использует служебное произведение, предоставленное в его распоряжение, не передаст исключительное право на произведение другому лицу, не сообщит автору о сохранении произведения в тайне

Новеллой законодательства являются положения Кодекса (п. 3 комментируемой статьи), устанавливающие случаи, когда работодатель может лишиться принадлежащего ему исключительного права на служебное произведение и это исключительное право принадлежит автору. Это произойдет, если работодатель в течение трех лет не использует служебное произведение, предоставленное в его распоряжение, не передаст исключительное право на произведение другому лицу, не сообщит автору о сохранении произведения в тайне.

Так же как и в ЗоАП, работник наряду с заработной платой, выплачиваемой ему за выполнение трудовых обязанностей, а именно за создание служебных произведений, имеет право на получение вознаграждения за использование работодателем служебного произведения. Необходимо помнить, что выплачиваемое вознаграждение не является заработной платой работника.

Дополнительная литература

  • Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. — М. : ТК «Велби»; Проспект, 2004. — С. 164.
  • Право интеллектуальной собственности: актуальные проблемы : монография / под общ. ред. Е. А. Моргуновой. — М. : НОРМА; Инфра-М, 2014.
  • O’Connor S. M. Hired to Invent vs. Work Made for Hire (служебные произведения): Resolving the Inconsistency Among Rights of Сorporate Personhood, Authorship and Inventorship // 35 Seattle U. L. Rev. — 2012. — P. 1227—1246.
  • Ландау, Майкл (Апрель 2000). Проверено 25 Октября 2007.
  • Миннесота журнал права, Наука и технологии. 2011;12(2): 489—527. Проверено 9 Января 2013.
  • Человеческий капитал и профессиональное образование № 2 (10) 2014. Ст. КТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕМ УЧЕБНИКОВ? (путешествие из России в США).

Объекты авторского права

Прежде всего необходимо определить, что же является объектом авторского права. В противном случае создание работником произведения, на право использования которого работодатель при определенных условиях мог бы претендовать, может пройти для него незамеченным.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. При этом произведения могут быть как обнародованы, так и не обнародованы. Тем не менее, они должны существовать в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);
  • в других формах.

Фрагмент документа. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Статья 7 «Произведения, являющиеся объектами авторского права»

  1. Объектами авторского права являются:
  • литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.
  1. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.
  2. К объектам авторского права также относятся:
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Авторское право:

  • не распространяется на:
  • идеи,
  • методы,
  • процессы,
  • системы,
  • способы,
  • концепции,
  • принципы,
  • открытия,
  • факты и
  • не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Следует также разделять объекты авторского и патентного права. Объектами патентного права являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы. И, в отличие от авторского права, для возникновения и осуществления которого не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей, права на изобретение, полезную модель, промышленный образец подтверждаются, соответственно, патентом на изобретение, патентом на полезную модель и патентом на промышленный образец.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector