Право авторства

Введение

В настоящее время в большинстве стран мира сложилась комплексная отрасль общественного производства — индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав.

В соответствии со ст.1259 Гражданского Кодекса — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а так же от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру оно может быть признано самостоятельным результатом творческого труда автора и выражено в объективной форме также является объектом авторского права.

Субъектами авторского права являются соответственно авторы произведений науки, литературы и искусства, исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. К ним относятся также компьютерные программы, базы данных, кинофильмы, видеофильмы и аудиопроизведения, полиграфическая продукция и т.д.

Создание и использование объектов авторского права привело к формированию и развитию новой отрасли общественного производства — авторского права

Понимание этой особенности экономического развития РФ позволяет оценить особую важность данной комплексной отрасли общественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, как это уже сделано в большинстве стран мира

Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы — в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора.

Практическая ценность закона зависит в первую очередь от того, насколько эффективно он исполняется. Так как авторам порой очень непросто самостоятельно реализовать свои права, то весьма распространённым является создание специальных организаций авторов, которые от их имени управляют определёнными авторскими правами. В частности, такие организации могут выдавать разрешения на копирование произведений и на этом основании получать для авторов гонорары.

Вся система охраны авторских прав будет лишена смысла, если творческая деятельность не будет поощряться и поддерживаться. С точки зрения автора охраняемого произведения, защита авторских прав имеет смысл тогда, когда от результата своей работы он получает доход, но это невозможно без опубликования и распространения произведения.

Суть авторско-правовой охраны сводится в конечном итоге к поиску баланса между интересами творческой личности и общества. Автор произведения вправе получать адекватное вознаграждение, а размер этого вознаграждения не должен противоречить общественным интересам и потребностям.

Одной из задач курсовой работы является исследование вопроса об исключительной природе авторских прав, напрямую связанного с целым рядом актуальных проблем, имеющих большое практическое значение.

Источники авторского права

Рост значения данного права также явился результатом расширения среды, в которой оно действует. В 1996 году международное авторское право было зафиксировано двумя документами: были приняты два Интернет-договора ВОИС (Договор об исполнениях и фонограммах и Договор об авторском праве), после чего с помощью национального законодательства соответствующих стран оно начало применяться по отношению к экономическим сделкам в различных компьютерных цифровых сетях. Это дало толчок к взаимодействию и обмену опытом, усилению экономического эффекта данного вида права. Появились и местные источники авторского права. Развитие технологий, кроме того, позволило ввести новые формы управления им, являющиеся менее дорогостоящими и более точными, с помощью особых технических мер по защите. Благодаря таким технологиям возросли продажи продукции, находящейся под защитой авторских прав.

Оно стало неотъемлемой частью повседневной жизни, и сегодня мы работаем с формами творчества, которые двадцать лет назад было сложно даже себе представить. Продукция, находящаяся под защитой авторского права, на сегодняшний день включает в себя большую часть бизнеса.

Знак авторского права

Знак «защита авторских прав» выглядит следующим образом — .

Это латинская буква С (от слова «copyright», означающего «авторское право»), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) — буква С в круглых скобках.

Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство. Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Знак «защита авторских прав» сам по себе не создает дополнительных прав. Он лишь свидетельствует о том, что права на тот или иной объект принадлежат указанному юридическому или физическому лицу.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Также и на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Договоры в области авторского права

1. Исключительное право на произведение может быть передано по тем же соглашениям, которые были рассмотрены в общих положениях об интеллектуальных правах: лицензионным, в том числе издательским, об отчуждении права, о его залоге. Но наряду с ними в авторском праве есть особые договоры, опосредующие оборот прав только на произведения науки и искусства.

2. Договор об отчуждении оригинала произведения. В силу двойственности объекта авторского права (как произведение он нематериален, но обычно существует на каком-либо материальном носителе) при передаче оригинала (вещи телесной, в которой произведение воплощено) право собственности на оригинал возникает у его приобретателя. Что касается интеллектуального исключительного права, оно по общему правилу не переходит по договору, а сохраняется за автором (а после его смерти – его наследниками). Правда, иное (переход к приобретателю и вещного, и исключительного права) может быть установлено соглашением. Договоры такого рода заключаются нередко собственниками художественных галерей, занятых приобретением произведений искусства для их показа. В целях развития рынка художественных ценностей, обеспечения доступности произведений искусства для общества в п. 2 ст. 1291 ГК установлено, что даже если договор не предусматривает перехода исключительного права к приобретателю, отдельные элементы этого права у него все же появляются. Он, в частности, может сам демонстрировать картины, передавать их на другие выставки, фотографировать (копировать) их для издания каталога организуемой выставки либо каталога своей коллекции.

3. Договор авторского заказа. Это соглашение, заключаемое еще до появления произведения. По нему автор обязуется его создать и передать материальный носитель произведения заказчику, поэтому предметом договора являются права на будущий результат интеллектуальной деятельности. По общему правилу это возмездная сделка. Овеществленный результат может быть передан в собственность заказчика (и это общее правило) либо в его временное пользование. Что касается исключительного права, то оно по общему правилу к заказчику не переходит (ни на время, ни навсегда), но условие об этом может быть включено в договор по воле сторон.

4. Статьей 1286.1 ГК введен упрощенный порядок заключения лицензионных договоров в сфере авторского права. Такая лицензия именуется открытой. Все условия будущего соглашения должны быть доступны неопределенному кругу лиц, например, размещены в Интернете (по сути, это публичная оферта), причем таким образом, чтобы с ними можно было ознакомиться до начала использования произведения. Акцептом в таком случае будет совершение действия, указанного в оферте (к примеру, нажатие кнопки «согласен» в интерфейсе компьютерной программы при ее загрузке и (или) установке). По способу заключения – это известный гражданскому праву договор присоединения (ст. 428 ГК).

Данное соглашение может быть заключено на условиях только простой (неисключительной) лицензии. К существенным условиям отнесен лишь предмет. Договор может быть возмездным, но при этом цена не становится существенным условием (в отличие от обычных лицензий и договора об отчуждении права). Несущественными также являются условия о территории действия соглашения (если она не определена, это весь мир), сроке действия договора (при его отсутствии соглашение действует пять лет, а по программам для ЭВМ и базам данных – весь срок действия исключительного права). В качестве обычного (несущественного) может быть включено условие о праве лицензиата создавать производные произведения (о праве лицензиата на переработку оригинального произведения лицензиара). При этом установлено, что в дальнейшем при использовании производного произведения лицензиата любыми иными лицами не надо будет получать согласие лицензиара.

Законодательство и договоры в области авторского права

Законодательство в области авторского права нацелено на обеспечение баланса интересов создателей контента и широкой общественности в контексте предоставления максимально широкого доступа к авторским произведениям. ВОИС выполняет административные функции ряда международных договоров в области авторского права и смежных прав.

Договоры в области авторского права, административные функции которых выполняет ВОИС

  • Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям
  • Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений
  • Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники
  • Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм
  • Марракешский договор для облегчения доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям
  • Римская конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций
  • Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП)
  • Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ)

Виды объектов

Итак, на основании статьи номер 1259 Гражданского кодекса нашей страны, объектами авторского права считаются:

  • произведения литературы;
  • музыкально-драматические, драматические и сценарные произведения;
  • пантомимы и хореографические постановки;
  • музыкальные произведения, как с текстом, так и без него;
  • аудиовизуальные;
  • произведения скульптуры, живописи, дизайна, графики, комиксы, графические рассказы и иные произведения изобразительного искусства;
  • объекты сценографического и декоративно-прикладного искусства;
  • произведения градостроительства, архитектуры, садово-паркового искусства, к которым относятся и чертежи, проекты и макеты;
  • объекты фотографического искусства и другие, полученные аналогичным фотографии способом;
  • различные геологические, географические и другие карты, эскизы, планы, пластические произведения, относящиеся к топографии, географии и другим наукам.

Понятие авторского права распространяется и на различные программы, созданные для ЭВМ. Но, в отличие от других объектов, права на них можно оформить в федеральном органе исполнительной власти, работающим с объектами интеллектуальной собственности. Регистрация не является обязательной и осуществляется по желанию владельца.

Также авторским правом охраняются переводы и другие производные произведения уже существующих объектов.

Например, автором был написан роман, а режиссер снял по его сюжету фильм, в таком случае режиссер является обладателем авторских прав на экранизацию романа, как на производное произведение.

Точно так же переводчик, создавая произведение на языке, отличном от оригинала, имеет авторское право на собственный перевод. Сам перевод, так же как и оригинал, является самостоятельным объектом.

Авторские права имеет не только целое произведение, но и его часть, название, персонаж, если их характер может быть признан результатом самостоятельного творческого труда его создателя.

Например, персонаж Гарри Поттер, а также часть названия книги имеют авторские права, принадлежащие Дж.К. Роулинг вместе с правами на текст произведения.

К объектам авторских прав не относятся:

  • официальные документы органов местного самоуправления, а также различных государственных, включая законы, иные нормативные акты, материалы административного, законодательного и судебного характера, судебные решения, официальные документы различных международных организаций и их официальные переводы;
  • знаки и символы, принадлежащие государству (гербы, флаги, денежные знаки, ордена и др.), а также знаки и символы муниципальных учреждений;
  • фольклор (произведения народного творчества), у которого нет конкретных авторов, например, музыка без авторского права — это народные песни;
  • имеющие информационный характер сообщения о фактах и событиях (программы телепередач, новости дня, расписание движения различных транспортных средств и др.).

Следует сказать, что авторские права не имеют концепции, идеи, методы, принципы, системы, процессы, варианты решения организационных, технических и других задач, факты, открытия, языки программирования.

Субъекты смежных прав

Их перечень четко и исчерпывающе определен в законе.

1. Исполнитель. Это физическое лицо, которое непосредственно исполняет чье-то произведение (артисты) – певцы, музыканты, танцоры и т.п. Иногда автор произведения и исполнитель совпадают, когда, например, А. Розенбаум сам поет свои песни, М. Жванецкий сам исполняет свои юмористические произведения. Кроме артистов, это еще и организаторы исполнения: дирижер и режиссер-постановщик спектакля, которые сами обычно не вовлечены в исполнительский процесс (правда, В. Спиваков, Ю. Башмет порой берут в руки скрипку и одновременно с дирижированием становятся исполнителями). Но без труда дирижера невозможно представить исполнение музыкального произведения оркестром, особенно если это произведение большой формы (симфония, опера и т.п.). Поведение драматических актеров тоже должно быть подчинено общему замыслу, скоординировано.

2. Изготовитель фонограммы (звукозаписывающая организация).

Это лицо, которое впервые записало звучание чьего-либо исполнения или какие-то иные звуки.

3. Организация эфирного и кабельного вещания (далее – вещательная организация) – юридическое лицо, которое сообщает в эфир или по кабелю (осуществляет вещание) радиои телепередачи.

4. Изготовитель базы данных. С развитием производства и введением в экономический оборот баз данных возникла необходимость предоставить правовую охрану тем, кто этим занимается, вкладывая свои силы и средства (финансовые и технические) в их создание. Изготовитель базы данных – это любое (физическое или юридическое) лицо, которое выступило в роли организатора работ интеллектуального (по сбору, обработке и расположению входящих в базу материалов) и технического (само изготовление) характера.

5. Публикатор. Иногда произведения, написанные автором, при его жизни остаются неизвестными. И. Бах, создавший бессмертные произведения, служил простым органистом в церкви. После смерти о нем забыли, и только через 80 лет другой композитор Я. Мендельсон, обнаружив его ноты и опубликовав их, открыл его гений людям. В XX в. в обществе постепенно сформировалось мнение, что труд таких людей должен быть оценен по заслугам в виде предоставления им возможности получать доход от использования опубликованного ими чужого произведения. Публикатором признается гражданин, который сам обнародовал чье-то произведение, ранее «не видевшее свет», или это организовал.

Творческий аспект

Его понятие не раскрывается в нормах. Представляется, что творческой можно назвать умственную (интеллектуальную, мыслительную) деятельность, итогом которой является создание индивидуально-определенного произведения науки, литературы либо искусства.

В некоторых изданиях наличие творческого аспекта связывается с оригинальностью или новизной.

Суть авторского права состоит в обеспечении защиты произведения. При этом достоинства и назначение объекта значения не имеют. Если в произведении присутствуют оригинальные и неоригинальные элементы, на последние авторские права не распространяются.

Специфика субъектов авторского права

Рассмотрим подробнее, в рамках каких критериев российскими юристами рассматриваются субъекты и объекты авторских прав. К первым относятся собственно создатели творческих продуктов. К таковым при этом причисляются также и соавторы — те, кто участвовал в написании произведения или сочинении музыкальной композиции наряду с другими людьми. В некоторых случаях к субъектам авторского права могут относиться работодатели, с которыми у создателей творческих продуктов заключены соответствующие контракты.

Многие юристы акцентируют внимание на том факте, что статус «автора» согласно российскому законодательству могут получить только физлица. Если речь идет о реализации соответствующих прав организациями, их статус будет иным

Есть эксперты, которые также говорят о том, что к юрлицам нельзя применить положения закона, касающиеся неимущественных, личных прав.

Интересно изучить возрастной аспект, относящийся к рассматриваемой области. Как известно, ГК РФ наделяет способностью реализовывать гражданские права россиян с момента рождения. Однако самостоятельное использование объектов авторского права в имущественном аспекте возможна создателями творческих продуктов только с момента наступления 14 лет. До этого соответствующими действиями могут заниматься только их родители.

Защита права авторства в законодательстве РФ

Право авторства возникает с момента создания произведения. Как и иные личные неимущественные права. При этом совсем не обязательно, чтобы такое право автор реализовал непосредственно при создании произведения. Это право остается с автором всю его жизнь, как и право на его защиту. При этом произведение должно обладать признаками объекта авторского права. Автор придает ему материальную форму (звукозапись, изображение, аудиовизуальное произведение и т.п.). Но при этом он не обязан, а имеет возможность, обозначить свое авторство для всего общества и государства.

Обратной стороной права является требование защиты от плагиата, т.е. использования произведения или его частей третьими лицами. Так, закон допускает цитирование произведения (его части) без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения. Однако согласно ст. 1274 ГК РФ третье лицо обязано имени автора и источника заимствования. Судебная практика сложилась следующим образом (для правльного цитирования):

  • текст цитаты выделяется в тексте (кавычками, сносками)
  • здесь же (или в сноске) указывается автор, источник (название произведения)
  • цитирование используется в научных, информационных, учебных или культурных целях (полемических, критических и иных указанных в ст. 1274 ГК РФ).

Если автор никаким образом не заявил о своем авторстве, то вопрос с защитой права авторства он должен решать по своей инициативе. Согласно ст. 1255, 1300 ГК РФ лицо, которое указано в качестве автора, предполагается таковым до того, пока его право авторства не будет оспорено.

Поэтому защита авторских прав, в т.ч. права авторства, осуществляется в общем порядке и принадлежит фактическому автору с момента создания своего произведения.

В какой момент произведение может считаться созданным?

Произведение считается созданным, если в нем полностью или частично воплощен творческий замысел автора, что по большей части является субъективным восприятием автора, и момент завершенности произведения определяется им самим.

Например, книга может постоянно дорабатываться автором, однако это не означает, что ее первоначальные версии не могут охраняться авторским правом.

Для некоторых объектов необходимым условием является наличие внутренней целостности и единства, а также возможности выполнять функции, для которых они предназначены.

Например, компьютерная программа представляет собой не просто набор какого-то кода, а кода, совокупность которого в определенной форме способна использоваться на компьютере или ином устройстве для обработки, передачи и хранения информации, производства вычислений, получения аудиовизуальных изображений и других результатов.

База данных становится объектом авторского права, если она представляет собой результат подбора или расположения данных или другой информации (т.е. обладает внутренним единством и определенной структурой).

Созданное произведение должно обладать следующими признаками:

  • оригинальностью;
  • неповторимостью;
  • уникальностью.

В данном случае «самостоятельность» части произведения может определяться возможностью его использования отдельно от целого произведения (например, абзац книги может цитироваться, часть музыкального произведения может использоваться в рекламе и т.д.), хотя некоторые правоведы предлагают оценивать подобную «самостоятельность», исходя из «смысловой законченности».

Создание произведения как юридический факт, влекущий возникновение авторских прав, не является сделкой. На возникновение авторского права не влияет правовой статус автора, авторами могут быть не только дееспособные лица, но и малолетние, недееспособные физические лица.

Исключительное право

Одним из основных авторских прав (а многие считают самым важным) является исключительное право на произведение. Это право предусматривает исключительные права на использование произведения, т.е. право использования произведения принадлежит только и исключительно правообладателю. Изначально это право принадлежит автору. Но автор может передавать это право другим лицам как физическим, так и юридическим, которые становятся в этом случае правообладателями. Часто это право передается ещё до создания произведения, например в случае заключения договора авторского заказа с полным отчуждением авторских прав. Исключительное право предусматривает многочисленные варианты использования произведения, например, воспроизведение, распространение, публичный показ. Перечисление всех вариантов использования произведения с определением терминологии и указанием условий использование не может быть приведено в данной статье из-за его значительного объёма (см.: ст. 1270 ГК РФ).

Понятие и особенности

Итак, авторское право – институт интеллектуального права, объединяющий группу общественных отношений, связанных с созданием, охраной, защитой произведений и приравненных к ним компьютерных программ (программ для ЭВМ). Как видно, здесь есть специальный объект – произведения науки, литературы, искусства и программы для ЭВМ. Им присущи особенности, отличающие их от всех иных охраняемых законом объектов:

Наличие творческого характера. Понятие творческого характера в Гражданском кодексе не раскрывается, но очевидно, что под ним понимается такая особенность интеллектуальной деятельности, благодаря наличию которой объект получается непохожим на другие и имеет некоторые художественные особенности. Так, обычный пересказ новостей не будет объектом авторского права, а при наличии творческого подхода это будет результат интеллектуальной деятельности, охраняемый авторским правом.
Отсутствие прямой связи с промышленной и предпринимательской сферой. Здесь можно говорить о связи с культурной сферой общества: произведения авторов могут относиться к литературе, архитектуре, науке, программированию и т.д.
Охрана формы, а не содержания

Поскольку мы имеем дело не с изобретениями и не с иными подобными объектами (промышленная собственность), нам не важно, что написано в произведении. Важно, что объект отвечает признакам интеллектуальной собственности и подлежит охране

Творческий характер при этом предполагается.
Предоставление охраны с момента создания. Это обуславливается предыдущим признаком. Если важна только форма, то необходимость в регистрации отпадает, поскольку автору не нужно доказывать охрану: она действует сразу же.

Более подробно об объектах можно посмотреть эту статью.

К прочим особенностям можно отнести наличие дополнительных прав у субъектов: права следования, доступа, на вознаграждение и т.д. Также в законе уделено место специальным договорам в этой сфере: в частности, издательскому договору, авторского заказа и т.д.

Важно отметить, что Гражданский кодекс допускает в отдельных случаях использовать объекты авторского права третьими лицами. Например, в личных, информационных, учебных, культурных целях, а также библиотеками, архивами и образовательными организациями, и в некоторых иных случаях

Вероятно, это связано с широким распространением произведений, в отличие от тех же объектов промышленной собственности.

Представляется, что авторское право несколько трансформировалось в рамках цифровой среды. Так, есть Интернет-ресурсы, которые предоставляют возможность фактической регистрации произведений, чтобы защитить авторов в Интернете от нарушений интеллектуальных прав, которых сегодня очень много. Регистрация – признак объектов промышленной собственности, однако ввиду специфики Интернета и объекты авторского права зачастую фиксируются для надежности.

Возникновение авторских прав

Рассмотрим то, каковы механизмы возникновения рассматриваемого права, предусмотренные российским законодательством. Прежде всего можно отметить, что соответствующего типа нормативные акты классифицируют изучаемое явление по двум типам. К первому относятся те, что защищают объекты авторского права вне зависимости от их фактической природы. Ко второму — те, что релевантны в отношении конкретных типов творческих продуктов. Вместе с тем, как отмечают юристы, объекты авторского права соотносительно с нормами российского законодательства, как правило, защищены посредством обоих механизмов.

Главное условие, при котором возникают авторские права — создание соответствующего творческого продукта, появление объекта законодательной защиты. То есть появляется некий юридический факт, становящийся отправной точкой в инициировании предусмотренного законом механизма реализации норм права. К объектам авторского права относятся, как мы уже определили выше, самые разные творческие продукты. Даже если человек создаст что-то, не учтенное в перечне ГК РФ, правовая защита соответствующего произведения может быть осуществлена по аналогии с каким-либо уже имеющимся в Кодексе типом творческого продукта.

Объекты авторских прав в общем случае не нужно каким-либо образом регистрировать, как это происходит, например, при оформлении патентов. Соответствующие правомочия возникают у создателя продукта автоматически, в силу норм действующего законодательства. Вместе с тем практическая реализация имущественной составляющей авторских прав, как отмечают юристы, во многих случаях становится возможной все-таки только по факту осуществления неких процедур регистрационного, а если требуется — идентификационного характера. Пример одной из таковых мы рассмотрели выше — когда фирма-владелец музыкального каталога сначала проверяет поступившую песню на оригинальность, а затем заносит ее на онлайн-витрину, после чего автор может получать доход от ее скачиваний и прослушиваний.

Есть и официальные регистрационные структуры, такие как, например, Российское авторское общество. Создатель творческого продукта, обратившись в эту организацию, может получить свидетельство, подтверждающее идентификацию личности автора произведения. Если человек написал книгу, то этот документ может пригодиться, как вариант, при взаимодействии с издательством, при содействии которого планируется издавать и тиражировать произведение. Свидетельство, таким образом, будет гарантией того, что произведение, как объект авторского права, принадлежит конкретному гражданину.

Объекты смежных прав

1. В отношении объекта прав исполнителей нет единства мнений ученых и практиков

Как представляется, в этом вопросе важно определить, что копируют незаконные подражатели («двойники») артистов

Они пытаются воспроизвести особый, присущий именно этому актеру стиль (его манеру поведения, движения, голос, использованные им для создания художественного образа какого-либо персонажа). Следовательно, охраняться должен созданный исполнителем его своеобразный стиль.

Это касается и других субъектов права на исполнение. Исполнения одного и того же музыкального произведения под руководством разных дирижеров будут отличаться друг от друга. Один и тот же спектакль каждый режиссер ставит по-своему. Поэтому нередко в театр (музыкальный или драматический) приглашаются режиссеры и дирижеры «со стороны».

Для облегчения доказывания в случае спора законом введено условие о необходимости фиксации исполнения, т.е. выражения в форме, позволяющей с помощью технических средств его воспроизвести и распространить (п. 1 ст. 1304 ГК). Такое же условие предусмотрено и для результатов труда дирижеров (это исполнение произведения оркестром под его управлением) и режиссеров-постановщиков (сценическое решение драматического произведения, постановка спектакля).

2. Для изготовителя фонограммы объектом охраны выступает сама звукозапись (фиксация звуков, позволяющая воспроизводить их неоднократно).

3. Для вещательной организации – сообщение передачи в эфир или по кабелю (процесс вещания как передача сигнала).

4. Для изготовителя базы данных объектом охраны выступает сама база данных как совокупность определенных материалов, систематизированных таким образом, чтобы их можно было найти и обработать с помощью ЭВМ (абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК). Это своеобразное электронное хранилище информации.

Если при создании базы данных творчески были отобраны и расположены ее элементы, она охраняется нормами авторского права как составное произведение (сборник), а у ее составителя, соответственно, появляется набор правомочий автора. Нетворческие базы данных не могут охраняться в качестве объектов авторского права, но их создание (особенно крупных) требует немалых затрат. При этом извлечь из них необходимые данные (а затем использовать их, в том числе и в коммерческих целях) не представляет большого труда. Нормы § 5 гл. 71 ГК позволили ввести охрану для изготовителей и таких баз данных путем предоставления им не авторских, а смежных прав при условии, что база данных включает не менее 10 тыс. элементов.

5. Объектом охраны прав публикатора является то произведение другого автора, с которым он ознакомил общество. Обязательное условие: произведение должно быть неохраняемым. Следовательно, в отношении него уже истек срок действия авторского права, либо оно никогда не охранялось авторским правом. Последнее возможно хотя бы потому, что условия предоставления охраны в разных странах могут различаться (это допускается международными актами).

Виды объектов

Объектам авторских прав являются:

  1. Произведения науки. В них содержатся исследования о фактах объективной действительности, вырабатываются научные знания. Другая характерная черта – научный стиль изложения, отличающий эти произведения от иных. Примеры: монография по физике, курсовая работа, диссертация и т.д. Выражаются, как правило, на бумаге или в электронном виде.
  2. Произведения литературы. В них отсутствует цель получения и систематизации научных знаний, направленность здесь также иная – художественная. Сегодня этих объектов большинство: рассказы, романы, повести, комиксы и иные произведения, которые могут быть в стихотворной или прозаической форме.
  3. Произведения искусства. Сюда относится все остальное, причем форма может быть самой разнообразной, о чем мы уже сказали выше.
  4. Программы для электронно-вычислительных машин (ЭМВ). В самом общем виде это определенная комбинация данных и команд, которые созданы для функционирования компьютеров с целью получения конкретного результата. Отличает эти объекты их сложность, а также черты объектов патентного права (например, некоторые программы могут быть средствами оптимизации производства). Именно поэтому допускается их регистрация, а ФИПС ведет отдельный реестр, посвященный программам для ЭВМ. См. сайт ФИПС: http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/.

Примечательно, что, хотя закон и выделяет более конкретные виды произведений (от способа выражения) в п. 1 ст. 1259 ГК РФ, перечень остается открытым, т.е. могут быть и другие произведения. В этом перечне упомянуты музыкальные, архитектурные, хореографические, изобразительные и иные произведения.

Субъекты авторского права

В теории права традиционно выделяются субъекты первоначального и производного авторского права. Первоначально право возникает у самого автора, которым может быть только физическое лицо, чьим творчеством было создано произведение. Законом введена презумпция авторства – им считается тот, чье имя указано на экземпляре произведения, пока не доказано обратное (ст. 1257 ГК). Если одно произведение создается творческими усилиями нескольких лиц, возникает соавторство. Оно может быть раздельным, при котором можно определить творческий вклад каждого из соавторов. Тогда у каждого из них есть авторское право на свою часть, имеющую самостоятельное значение, а также на все общее произведение. Классический пример – учебники, написанные авторским коллективом. Если же выделить вклад каждого участника творческого процесса невозможно, соавторство считается нераздельным. При нем у каждого соавтора появляется право лишь на произведение в целом. В качестве примера можно назвать произведения братьев Вайнеров, братьев Стругацких.

Субъектами производного авторского права являются правопреемники автора: его наследники, а при жизни автора – контрагенты по договорам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector