Статья 146 ук рф. нарушение авторских и смежных прав

Способы защиты авторских прав

Говоря о способах защиты авторских прав, необходимо выделить два независимых аспекта этой проблемы: способы защиты авторских прав в целях пресечения незаконного использования объекта авторских прав или в целях защиты от непризнания или оспаривания авторства.

Защита от непризнания или оспаривания авторства

В соответствии со ст.1257 ГК РФ «Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.» Законодательства других стран, подписавших Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений, имеют аналогичные нормы. Таким образом вводится понятие презумпции авторства и устанавливается заявительный характер авторского права.

Отсюда проистекают два основных вопроса, требующих доказательства в деле об установлении авторства: чьим творческим трудом создавалось произведение и вопрос о времени его создания или времени доведения до всеобщего сведения в объективной форме. Если произведение имеет материальную форму (например, произведение живописи), то в большинстве случаев установить автора и подтвердить его творческое участие в создании произведения не сложно. В других случаях основным фактором, влияющим на признание или непризнание авторства, будет доказанный приоритет права.

Фактом, подтверждающим авторские права, приоритет авторства и существование произведения в объективной форме, может являться любой документ, надежно удостоверяющий факт существования произведения на определенную дату. Таким образом существуют следующие основные способы формирования таких доказательств:

  • Отправка произведения самому себе по почте с сохранением нераспечатанного конверта с почтовым штемпелем до судебного разбирательства;
  • Публикация произведения в открытых, общеизвестных источниках (например, публикация стихотворения в газете);
  • Депонирование в авторском обществе или юридической компании (использование депозитариев);
  • Нотариальное удостоверение даты и времени произведения (если произведение может быть представлено в печатной и понятной нотариусу форме);
  • Использование Интернет-сервисов по защите авторских прав (для произведений в электронной форме, при условии, что сервис представлен юридическим лицом, выдающим соответствующие документы).

Пресечение незаконного использования объектов авторских прав

Существует три основных способа защиты авторских прав в интернете:

  • Отправление писем и претензий собственнику сайта или хостинг-провайдеру
  • Судебный спор
  • Взаимодействие с поисковыми сервисами для удаления страниц из результатов поиска

В странах СНГ уже сформировалась обширная практика по защите авторских прав в интернете, при этом наиболее сложными моментами все еще остаются:

  1. Определение виновного в нарушении лица;
  2. Определения размера ущерба, который нанесен правообладателю, а также его обоснование.

При этом практически не используется крайне популярный в США инструмент: удаление сайта-нарушителя из поисковых результатов, с помощью инструментов, определенных Законом США «Об авторском праве в цифровую эпоху».

Как трактует правонарушение УК

Статья 146 УК РФ разделяет ущерб авторов на два вида:

В первом случае речь идет про плагиат, когда кто-то присваивает себе плоды чужого творчества, и незаконное использование интеллектуальной собственности, включая создание контрафактов.

Незаконное использование тех или иных интеллектуальных продуктов встречается заметно чаще, чем плагиат. К нему можно отнести:

  • Просмотр и скачивание фильмов на сайтах.
  • Использование программного обеспечения для монтажа, обработки фотографий и т.д.

Что касается такого понятия, как смежное право, то тут речь идет о том, что происходит кража интеллектуального труда посредством:

  • Деятельности исполнителя;
  • Записей и фонограмм;
  • Треков радио;
  • Информационных баз;
  • Программных продуктов и т.д.

Например, поэт и композитор подписали договор с исполнителем песни – реализовать конечный продукт может и певец. Также он может разрешить использовать третьим лицам это произведение за деньги.

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Согласно разъяснениям Верховного суда РФ, потерпевшим по таким делам признается либо сам автор, либо правообладатель, к которому авторство перешло в законном порядке (по договору, по наследству и т.д.).

Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав наступает в соответствии со статьей 146 УК РФ, при наличии некоторых условий:

1. если доказано присвоение авторства, то есть плагиат

При этом неважно, была ли проведена официальная регистрация авторства, обнародовано ли произведение. Правоохранительные органы следственным путем устанавливают фактическую принадлежность того или иного произведения отдельному лицу

Напомним, что плагиатом называют издание под своим именем чужого произведения. Плагиатом будет считаться и использование только части авторского объекта под своим именем (например, в песни звучит чужой припев, а куплет придуман нарушителем). Плагиатом считается и произведение, написанное в соавторстве, если указан только один из создателей;

2. если доказаны использование контрафактов или их приобретение, хранение, перевозка с целью дальнейшего распространения.

Обязательным условием для ответственности по ст. 146 УК РФ является причинение потерпевшему крупного (от 100000 рублей до 1 млн.), либо особо крупного (свыше 1 млн. рублей) ущерба.

Виновному лицу может быть назначено наказание в виде:

  • штрафа до 200000 рублей, обязательных работ до 480 часов, исправительных работ сроком до 1 года (за плагиат);
  • штрафа до 200000 рублей, обязательных работ до 480 часов, исправительных работ на срок до 2-х лет, лишения свободы до 2-х лет (за использование контрафактной продукции или приобретение, хранение ее в целях сбыта);
  • лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом до 500000 рублей (если преступление было совершено в группе лиц, должностным лицом или причинен особо крупный ущерб).

Если по вашему заявлению возбуждено уголовное дело по ст. 146 УК РФ, в рамках уголовного судопроизводства можно подать иск о возмещении причиненного вреда. В качестве альтернативы допускается после вынесения приговора отдельно обратиться с иском в гражданском порядке.

Примечания

  1. Гришаев С. П. Глава 2, § 9. Защита авторских прав // Интеллектуальная собственность: учебное пособие. М., 2004.
  2. По результатам полнотекстового поиска в базе «Консультант Плюс».
  3. См., например: Постановление Правительства Москвы «О городской целевой программе „Электронная Москва“» от 13.05.2003 № 367-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 35.
  4. См.: Апряткина Г. С., Кислицын Е. Г. Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности // Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
  5. См., например, статьи: Максичева М. Интеллектуальное пиратство как транснациональное преступление // Международное публичное и частное право. 2007. № 3; Исаенко В. Н., Завидов Б. Д., Лапин С. Ю. Правовые проблемы борьбы с пиратством в России // Право и экономика. 2000. № 4; Симкин Л. Как остановить компьютерное пиратство? // Российская юстиция. 1996. № 10.

Виды

Существуют нарушения имущественных и неимущественных прав. К первым относится пиратство и контрафакция, а ко вторым – плагиат. Что же является нарушением авторского права? Авторские права могут быть нарушены в случае:

  • плагиата, кражи произведения, незаконного проката;
  • «прокручивания» песен или клипов в эфире на радио или ТВ без согласования с правообладателем;
  • присваивания себе авторства на изобретение или промышленный образец.

Ответственность может наступить не только за активные действия, но и за сам факт хранения контрафактной продукции. Плагиатом считается не только публикация чужой книги целиком или другого произведения под своим именем, но и кража чужой идеи, фрагмента без указания автора и источника.

Смежные права на совместное исполнение обычно принадлежат членам одной группы (актерам, оркестрантам и т.п.). Они осуществляются руководителем коллектива, а при его отсутствии всеми остальными. Нарушения прав соисполнителей возникают тогда, когда кто-либо без согласования с ними воспроизводит фонограмму либо нарушает права организаций эфирного и кабельного вещания. Смежное право возникает с момента первого исполнения и истекает через 50 лет.

Особенности преступления

При расследовании кражи права автора следствие руководствуется такими правилами:

  1. Понятие контрафакта раскрыто в статье 1252 (пункт 4) ГК. Под ним понимается продукция в виде записей и экземпляров творческого произведения, реализация которых наносит урон создателю.
  2. Приобретение – это деятельность правонарушителя, приводящая к установлению собственности на авторское право. К таковым операциям относятся покупки, обмены, дарения и иные. То есть сделка может быть как возмездной, так и безвозмездной. В том числе заключенной в интернете.
  3. Под хранением понимается противоправное содержание творческой продукции в любых помещениях. Таковыми могут оказаться как складские, так и жилые площади. Сохранение экземпляров в автотранспортном средстве также незаконно. А если авторство распространяется на электронную продукцию, то ее хранение в ноутбуке или компьютере тоже подвергается преследованию в рамках Уголовного кодекса.
  4. Под перевозкой понимают перемещение контрафактной продукции с целью реализации. Вид транспорта при этом не учитывается. Он может быть любым от самолета до самоката.

Оно может быть, в том числе длящимся, к примеру, хранение. Критичным для следствия является доказательство того, что это деяние причинило крупный ущерб автору.

Если же правообладатель понес небольшие убытки, то вор также не уйдет от ответственности. Таковая наступает по нормам КоАП – административная, ГК –гражданская. При этом автор имеет возможность истребовать не только размер урона, но и штраф той же величины.

Политические движения

После попытки в 2006 году организовать пиратскую партию в России политическое движение по этому вопросу зарождается заново в виде wiki-сайта anticopyright.ru.

Пиратские партии

Эмблема Пиратской партии Швеции

Демонстрация в защиту пиратства

1 января 2006 года в Швеции появилась первая в мире Пиратская партия, выступавшая за отмену авторского и патентного права и, тем самым, за легализацию «пиратства». Первой среди аналогичных партий она добилась успеха и на высшем законодательном уровне — в 2009 году она получила в Европарламенте одно из 18 мест, закреплённых за Швецией.

Вслед за шведской основалась также Пиратская партия США (US Pirate Party), Пиратская партия Германии, Партия Пиратов Эстонии (MTÜ Piraadipartei) и Пиратская партия России.

  • Пиратская партия Швеции
  • Пиратская партия США
  • Пиратская партия Германии
  • Пиратская партия Чехии
  • Пиратская партия России
  • Пиратская партия Болгарии
  • Пиратская партия Аргентины
  • Пиратская партия Финляндии

Типичная программа пиратской партии содержит такие положения и требования:

  • Снижение сроков авторского права. Реальный срок действия авторского права на данный момент составляет примерно четыре поколения, что, по мнению многих, является запредельно большим сроком. А постоянно удлиняющийся срок ничем не отличается от вечной защиты.
  • Законодательный запрет негласного сбора информации о частной жизни.
  • Недопущение цензуры в Интернете. Пока её ещё нет, однако, по заверениям Пиратской партии США, её появление в США — дело времени.

Комментарий к статье 146 УК РФ

1. Потерпевшим от преступления является автор произведения (физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение) или обладатель смежных прав (исполнитель, производитель фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания). Потерпевшими могут являться иные лица (как физические, так и юридические), которым авторское право или смежные права принадлежат на основании закона, переходят по наследству либо по договору (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» ).

——————————— БВС РФ. 2007. N 7.

2. Объективная сторона преступления (ч. 1 ст. 146) заключается в присвоении авторства (плагиат), которое может выражаться, в частности: в объявлении себя автором чужого произведения; выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем; издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имен; использовании в собственном произведении фрагмента произведения другого автора без указания на источник заимствования.

3. Преступление является оконченным с момента наступления последствия в виде причинения потерпевшему крупного ущерба. Ущерб, который может быть признан крупным, в законе не указан. Поэтому его наличие суд определяет по собственному усмотрению исходя из обстоятельств каждого конкретного дела (например, из наличия и размера реального ущерба, размера упущенной выгоды, размера доходов, полученных лицом в результате нарушения им прав на результаты интеллектуальной деятельности).

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. По ч. 2 ст. 146 объективная сторона преступления характеризуется альтернативно предусмотренными действиями:

1) незаконным использованием объектов авторского права или смежных прав;

2) приобретением, хранением, перевозкой контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

Незаконным следует считать умышленное использование объектов авторских и смежных прав, осуществляемое в нарушение положений действующего законодательства. Такими действиями могут являться воспроизведение (изготовление одного или нескольких экземпляров произведения либо его части в любой материальной форме, в том числе запись произведения или фонограммы в память ЭВМ, на жесткий диск компьютера), продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм, публичный показ или публичное исполнение произведения, обнародование посредством их передачи по радио или телевидению, распространение в сети Интернет, а также иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения.

Приобретение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм возможно, например, в результате купли-продажи, мены либо при получении указанных предметов в качестве вознаграждения за проделанную работу, оказанную услугу.

Под хранением следует понимать умышленные действия, связанные с фактическим владением контрафактной продукцией (на складе; в местах торговли, изготовления или проката; в жилище; в тайнике и т.п.); под перевозкой — умышленное их перемещение любым видом транспорта из одного места нахождения в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта.

7. Преступление (ч. 2 ст. 146) считается оконченным с момента совершения указанных действий в крупном (особо крупном) размере. Крупный размер имеет место, если стоимость этих предметов превышает 100 тыс. руб.; особо крупный размер — 1 млн. руб.

8. Необходимым условием наступления уголовной ответственности за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм является совершение указанных деяний в целях сбыта.

Сбыт контрафактных экземпляров произведений или фонограмм возможен, например, путем продажи, проката, бесплатного распространения в рекламных целях, дарения, размещения произведений в сети Интернет. Наличие у лица цели сбыта может подтверждаться, в частности, нахождением изъятых контрафактных экземпляров в торговых местах, пунктах проката, на складах и т.п., количеством указанных предметов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector