Статья 1255. «гражданский кодекс рф (часть четвертая)» от 18.12.2006 n 230-фз (ред. от 18.07.2019)
Содержание:
Комментарий к статье 1267 Гражданского Кодекса РФ
В комментируемой статье регламентирована охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора. В рамках данной регламентации в п. 1 данной статьи установлено, что авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Ранее подобным образом п. 1 ст. 27 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривал, что право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Соответственно рассматриваемому положению в п. 2 ст. 1282 комментируемой главы закреплено, что авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются и при переходе произведения в общественное достояние.
Как установлено положениями ст. 9 Закона 2006 г. N 231-ФЗ, авторство, имя автора и неприкосновенность произведений науки, литературы и искусства охраняются в соответствии с правилами комментируемой статьи независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания; охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведений науки, литературы и искусства осуществляется в соответствии с правилами комментируемой статьи, если соответствующее посягательство совершено после введения в действие комментируемой части.
Часть 1 п. 2 комментируемой статьи предусматривает право автора в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (при этом сделана отсылка к части 2 п. 1 ст. 1266 комментируемой главы, регламентирующей внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при использовании произведения после смерти автора) после своей смерти. В рассматриваемой части также установлено, что лицо, на которое возложена эта охрана, осуществляет свои полномочия пожизненно. Тем самым с терминологическими изменениями в ч. 1 п. 2 комментируемой статьи воспроизведены положения п. 2 ст. 27 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах.
Порядок назначения исполнителя завещания определен ст. 1134 части третьей ГК РФ, к которой и сделана отсылка в ч. 1 п. 2 комментируемой статьи. В соответствии с п. 1 указанной ст. 1134 завещатель может поручить исполнение завещания указанному им в завещании гражданину-душеприказчику (исполнителю завещания) независимо от того, является ли этот гражданин наследником; согласие гражданина быть исполнителем завещания выражается этим гражданином в его собственноручной надписи на самом завещании, или в заявлении, приложенном к завещанию, или в заявлении, поданном нотариусу в течение месяца со дня открытия наследства; гражданин признается также давшим согласие быть исполнителем завещания, если он в течение месяца со дня открытия наследства фактически приступил к исполнению завещания.
На случай отсутствия соответствующих указаний или отказа назначенного автором лица от осуществления соответствующих полномочий, а также на случай смерти этого лица часть 2 п. 2 комментируемой статьи предусматривает, что охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами. В разъяснениях, данных в п. 90 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9, подчеркнуто, что наследниками автора или их правопреемниками (а равно другими заинтересованными лицами) соответствующие полномочия осуществляются лишь при отсутствии соответствующих указаний наследодателя или в случае отказа назначенного автором лица от их исполнения, а также после смерти этого лица. Ранее п. 2 ст. 27 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривал, что при отсутствии соответствующих указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом России, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
2. Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 158-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Коссовской Светланы Элленовны на нарушение ее конституционных прав положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации».
3. Определение ВАС РФ от 23.08.2012 N ВАС-6782/12 по делу N А40-51420/11-26-374.
4. Rogers v. Koons // 960 F.2d 301 (1992). URL: https://h2o.law.harvard.edu/cases/5190 (дата обращения: 09.04.2019).
5. Campbell v. Acuff-Rose Music, Inc // 510 U.S. 569 (1994). URL: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/510/569/ (дата обращения: 09.04.2019).
6. Blanch v. Koons // 467 F.3d 244 (2d Cir. 2006). URL: https://cyber.harvard.edu/people/tfisher/IP/2006%20Blanch%20Abridged.pdf (дата обращения: 09.04.2019).
7. Morris v. Guetta // No. LA CV12-00684 JAK (RZX) (C.D. Cal. Feb. 4, 2013). URL: https://www.copyright.gov/fair-use/summaries/morris-guetta-cdcal2013.pdf (дата обращения: 09.04.2019).
8. Patrick CARIOU v. Richard PRINCE // 714 F.3d 694 (2013). URL: https://cyber.harvard.edu/people/tfisher/cx/2013_Cariou.pdf (дата обращения: 09.04.2019).
9. Donald Graham v. Richard Prince, et al. // No. 15-CV-10160 (S.D.N.Y. July 18, 2017). URL: https://www.copyright.gov/fair-use/summaries/graham-prince-no.%2015-cv-10160-sdny-07-18-17.pdf (дата обращения: 09.04.2019).
Кроме того, права на производное произведение не переходят автору оригинального произведения автоматически. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 27.03.2017 N С01-52/2017 по делу N А40-43542/2016: «Довод заявителя о том, что по истечении действия лицензии права на переработанное произведение должны переходить к правообладателю оригинального произведения, является ошибочным, основан на неправильном толковании норм материального права».
When Does an Artist’s Appropriation Become Copyright Infringement? // URL: https://www.artsy.net/article/artsy-editorial-artists-appropriation-theft (дата обращения: 09.04.2019).
Например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 по делу N А56-28606/2017.
When Does an Artist’s Appropriation Become Copyright Infringement? // URL: https://www.artsy.net/article/artsy-editorial-artists-appropriation-theft (дата обращения: 09.04.2019).
Richard Prince defends reuse of others’ photographs // URL: https://www.theartnewspaper.com/news/richard-prince-defends-re-use-of-others-photographs (дата обращения: 09.04.2019).
Niels Schaumann. Fair Use and Appropriation Art // URL: https://scholarlycommons.law.cwsl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1145&context=fs (дата обращения: 09.04.2019).
Связанные статьи:
- Проблемы доказывания незаконного использования товарного знака при продаже товаров в розницу (50%)
- Интеллектуальная собственность в медицине и фармации: особенности применения и защиты (50%)
- О некоторых аспектах административной и уголовной квалификации действий, нарушающих интеллектуальные права на средства индивидуализации работ, товаров и услуг (50%)
- Способы противодействия распространению контрафактных товаров: на примере Таможенного союза ЕАЭС (50%)
- Понуждение к созданию аудиовизуального произведения, или Границы реального присуждения. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.12.2017 N 305-ЭС17-7826 (50%)
- Регистрация произведений как инструмент защиты авторских прав в трансграничных отношениях (сеть Интернет) (RANDOM — 50%)
Другой комментарий к Ст. 1267 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Личные неимущественные права действуют в течение всей жизни автора и прекращаются вместе с его смертью. Однако прекращение личных неимущественных прав не означает возможность беспрепятственного искажения имени автора или его произведения. Как установлено в п. 1 ст. 1267, авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Это означает, что и после смерти автора никто не может присвоить созданное им произведение, нарушить его право на псевдоним или внести в произведение исправления, изменяющие замысел автора.
Охрана указанных нематериальных благ автора возлагается на лицо, указанное автором в завещании. Объем предоставленных такому лицу правомочий по охране авторства, имени автора и неприкосновенности произведения отличается от соответствующего объема личных неимущественных прав самого автора. Об этом свидетельствует содержащаяся в п. 2 ст. 1267 ссылка на абзац второй п. 1 ст. 1266 ГК. Эта ссылка означает, что лицо, на которое возложена охрана нематериальных благ автора, не может запретить снабжать издание произведения предисловием, иллюстрациями, осуществлять иные дополнения произведения, которые указаны в абз. 1, но не указаны в абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК. Предметом охраны после смерти автора становятся изменения, сокращения и дополнения произведения с целью не допустить искажения замысла автора, нарушения целостности восприятия произведения и несоответствия вносимых изменений воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках и иной письменной форме.
2. Лицо, на которое автор возложил охрану своих нематериальных благ после своей смерти, осуществляет такую охрану пожизненно.
Однако возможны ситуации, когда автор не назначил лицо, отвечающее за охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, или назначенное им лицо отказывается от этой миссии. Наконец, такой человек тоже, к сожалению, не вечен. Во всех этих случаях возникает вопрос о том, кто должен осуществлять охрану рассматриваемых нематериальных благ. Закон дает на это исчерпывающий ответ: наследники автора, их правопреемники, другие заинтересованные лица.
Таким образом, эти лица приобретают возможность осуществлять охрану нематериальных благ автора при отсутствии назначенного автором лица или при его отказе либо смерти. Во-вторых, между указанными лицами не установлено какой-либо последовательности (очередности). Это означает, что наряду с наследниками и их правопреемниками охрану могут осуществлять иные заинтересованные лица (друзья покойного автора, его ученики, поклонники его творчества и т.д.). Никакого различия в отношении охраны между указанными лицами законом не предусмотрено.