Субъекты административного правонарушения: понятие, виды

Признаки административного правонарушения

Для признания действия или бездействия нарушением требуется чтобы:

Были нарушены запретительные нормы, имеющиеся в КоАП РФ. Например, работодатель несвоевременно выплачивает заработную плату. За это он понесет административное наказание по ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде».

Лицо осознавало (т.е. действовало умышленно) или обязано было осознавать, но к последствиям относилось безразлично (т.е

действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает запретительную норму

К административным проступкам, имевшим место по неосторожности, можно отнести невыполнение правил пожарной безопасности ст.20.4 КоАП, повлекшее пожар, когда ответственное лицо осознает, что невыполнение предписаний о противопожарной безопасности может вызвать пожар, но по небрежности полагает, что каких-либо тяжких последствий не наступит

Субъект правонарушения

В данный элемент в состав административных правонарушений входят физические и юридические лица. Причем к хозяйствующим субъектам может быть применено наказание в случаях несоблюдения:

Экологических норм;- земельного законодательства;- таможенного права;- требований в сфере производства стройматериалов и строительства;- налогового законодательства;- пожарной безопасности;- антимонопольного законодательства;- природоохранных и санитарных правил;- валютного законодательства и проч.

В список субъектов административных проступков могут попасть должностные лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои служебные обязанности. Об этом говорится в статье 2.4 КоАП. Состав административного правонарушения в качестве субъекта может рассматривать и деяния иностранных граждан, тех, кто не имеет гражданства, а также предприятий-нерезидентов. При совершении проступка на территории РФ их также привлекают к ответственности. Причем делается это на общих основаниях (статья 2.6 КоАП).

Для некоторых должностных лиц существуют дополнительные основания, усиливающие применяемую меру административного наказания. В эту категорию входят работники торговли, водители и др. Некоторые лица при исполнении своих должностных обязанностей несут дополнительную административную ответственность за бездействие или действие лиц, находящихся в их подчинении.

Некоторые законодательные ограничения существуют для граждан, находящихся на военных сборах, для военнослужащих, беременных женщин, а также для матерей, имеющих несовершеннолетних детей.

Субъект состава административного правонарушения всегда несет административную ответственность за свои деяния. Однако и в этом вопросе имеются некоторые исключения. Так, для военнослужащих, как и для гражданских лиц, имеет одинаковое административное правонарушение понятие, признаки, состав, а также меры наказания. Однако того, кто проходит срочную службу, за ряд проступков могут привлечь к дисциплинарной ответственности. Об этом сказано в статье под номером 2.5 КоАП.

Однако не все граждане нашей страны являются субъектами в составе административной ответственности. Согласно общему правилу, такому наказанию не подлежат лица младше 16 лет. При этом в составе административного проступка такой признак, как его субъект, будет отсутствовать. Этот же случай наступит и тогда, когда физическое лицо во время совершения незаконных действий будет находиться в невменяемом состоянии.

16.7. Виды административных правонарушений

Учитывая зависимость от сферы
совершения:
совершенные в экономической сфере, совершенные в административно-политической сфере, совершенные в социально-культурной сфере.

В
зависимости от родового объекта посягательства:
посягающие на государственный порядок, на общественный порядок, на общественную безопасность, на права
граждан и здоровье населения, на собственность, на установленный порядок управления, на другие объекты.

Учитывая зависимость от характера деяния:
совершенные в форме действия и совершенные в форме бездействия.

Учитывая зависимость от субъекта правонарушения: совершаемые индивидуальным субъектом,
юридическими лицами, как индивидуальным субъектом, так и юридическими лицами.

Учитывая зависимость от формы вины: совершенные умышленно и по
неосторожности. Учитывая зависимость от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями

Учитывая зависимость от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями.

Виды административных правонарушений

I
. По составу

  • Материальные – правонарушение, в результате которого наступают общественно-опасные последствия
  • Формальные – преступления, в результате которых не наступают общественно-опасные последствия

II
. Обычные, длящиеся и повторные

  • Обычные – преступления, которые оканчиваются после прекращения какого-либо противоправного действия
  • Длящиеся – правонарушения, которые длятся в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанностей, возложенных на нарушителя
  • Продолжаемые – несколько однородных действий, направленных на совершение одного правонарушения

III
. По родовому объекту
(указаны в главах особенной части КоАП)

  • Правонарушения, посягающие на права граждан;
  • Правонарушения в области охраны собственности;
  • Правонарушения в области охраны окружающей среды
    и другие.

IV
. В зависимости от формы деяния

  • Умышленные правонарушения
  • Неосторожные правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность ().

Объективная сторона административного правонарушения

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Противоправное деяние — это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие — это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие — противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.

Деяние может быть однократным (имеет место единственное деяние), собирательным (состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний), длящимся (начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания), продолжаемым (правонарушение, складывающееся из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение).

Общественно вредные последствия — негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

В зависимости от характера общественно-вредных последствий различают последствия материальные и нематериальные.

Причинно-следственная связь — это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

Сущность административного права

С научной точки зрения административное правонарушение — это отрасль юриспруденции, рассматривающая системы административных и государственно-управленческих идей, взглядов, представлений о законах в сфере управления, о социальной эффективности законопроекта, тенденциях реформирования и перспектив развития. Так, можно выделить следующие подотрасли административного права:

  1. Классификация и структурирование законов о государственной управленческой деятельности.
  2. Рассмотрение социальной обусловленности и эффективности законопроектов.
  3. Изучение закономерностей реформирования управленческого законодательства.
  4. Составление планов о перспективах развития.
  5. Изучение истории возникновения и основополагающих принципов.

Последний пункт требует особого внимания. Только на основе изучения исторических источников можно разобраться в возможности перспектив в будущем и не допустить ошибок при составлении новых законопроектов. Как сказал Г. Гегель: «История имеет свойство повторяться», и очень часто то, что происходит сейчас, уже имело аналоги в прошлом. По этой причине изучение первоисточников административного права необходимо для проведения реформ и прогнозирования перспектив развития.

Понятие административного правонарушения

В России действует большое количество различных административных правил. К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические, противопожарные правила, правила торговли, таможенные правила, правила по технике безопасности и охране труда, правила охоты, рыбной ловли, охраны окружающей среды и природных ресурсов, правила воинского учета, пограничного режима, чрезвычайного положения и др. Все они устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а в некоторых случаях и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти в пределах своей компетенции.

Нарушение таких правил считается правонарушением. Правонарушения делятся на преступления, являющиеся предметом уголовного права, и проступки (деликты) — административные, дисциплинарные и служебные.

Согласно ст

10 КоАП, административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Эта ответственность наступает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности

Административный проступок к тому же представляет собой посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного.

Административное правонарушение является деянием, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства, и оно противоправно. Конкретные административные проступки, которые влекут за собой административную ответственность, указаны в ст. 41—193 КоАП и, кроме того, в других нормативных правовых актах. Деяния, не предусмотренные этими нормами права, нельзя квалифицировать как административные проступки, и они не могут повлечь административную ответственность. От схожих с ними преступлений административные проступки отличаются лишь меньшей степенью своей общественной опасности, поэтому зачастую говорят о вредоносности, а не об общественной опасности административных деликтов.

Кроме противоправности и общественной опасности, обязательными признаками административного правонарушения являются виновность и наказуемость деяния

Виновность означает волевое, сознательное деяние правонарушителя, совершенное по умыслу или неосторожности. Вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей

Наказуемость правонарушения — это предусмотренная законодательством административная ответственность за его совершение. Статьей 8 КоАП установлено, что никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

Определение понятия состав правонарушения

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Состав правонарушения – это система объективных и субъективных элементов деяния, признаки которых предусмотрены в диспозиции правовой нормы, определяющей данное деяние как правонарушение.

Иными словами, состав правонарушения – это, то из чего слагается само правонарушение, совокупность образующих его частей, или элементов, его структура, его результат структурного анализа.

Элемент – это структурное подразделение состава правонарушения. Различают четыре составных части состава правонарушения: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.

Примеры административного правонарушения

Наиболее распространённый пример — мелкое хулиганство (ст. 20.1). Его определение крайне обтекаемо: выражается в открой неприязни к обществу с нарушением общественного порядка. В состав обычно входит нецензурная лексика в адрес человека или группы лиц, приставание к другим гражданам и повреждение частного имущества.

Ст. 15 Кодекса Волгоградской области устанавливает строгую ответственность за неявку без уважительных причин на регулярный мед. осмотр больных ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом или иных инфекций, которые передаются половым путём.

Ст. 5.26 о дискриминации — нарушении свободы и естественных прав человека и гражданина из-за его вероисповедания, цвета кожи, пола, расы и т. д. В некоторых случаях это нарушение проходит вкупе с мелким хулиганством.

Ст. 14.1 гласит о проведении незаконной предпринимательской деятельности. Любая деятельность, связанная с бизнесом на территории РФ должна быть законно оформлена и регламентирована. Статья рассматривает несколько моментов: деятельность без регистрации, без лицензии (если она обязательна), с нарушением правил ведения деятельности (отдельно — с грубым нарушением деятельности). Стоит отметить, что грубое правонарушение устанавливается самими судьёй на основе анализа протокола.

Ст. 19.1 о самоуправстве — самовольном решении о порядке осуществления своего действительного или мнимого (предполагаемого) права, если за ним не последовало существенного ущерба для физических и юридических лиц.

Глава 25 рассматривает порядок работы органов по установлению административных правонарушений и лиц, участвующих в процессе: прокурора, понятых, потерпевшего, защитника, ответчика и т. д.

Помимо открытых правонарушений, кодекс предусматривает наказание за нарушение сроков подачи заявлений, призыва, предоставления определённых сведений государственным и иным органам. Это открытый пример бездействия, повлекшего за собой правонарушение.

Основополагающие принципы административного права

Прежде чем рассматривать примеры административных правонарушений, необходимо понять, как отличаются наказания в различных случаях или методы административного права:

  1. Предписание — требование присутствовать в определённом месте или выполнить определённые действия, не влекущие за собой юридических последствий.
  2. Запрет — вето на определённые действия под страхом применения соответствующих наказаний — дисциплинарных или административных взысканий;
  3. Дозволение — предоставление вариантов выбора поведения в определённой ситуации.

Помимо этого, дозволение рассматривает предоставление возможностей действовать или не действовать в конкретных ситуациях, предписанных административно-правовой нормой. Например, гражданин может самостоятельно решить, подлежат ли противоправные действия должностного лица обжалованию

Этот момент имеет важное значение в реализации субъективных прав жителей РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector