Проверка органами прокуратуры
Содержание:
- Суть плановых и внеплановых прокурорских проверок
- Этапы проведения
- Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения
- Акт прокурорского реагирования
- Противодействие коррупции
- Особенности классических подходов к характеристике проверок и ее ключевые показатели
- Этапы прокурорской проверки
- Каковы сроки осуществления процедуры?
- Внеплановая проверка прокуратуры: основания
- Каков порядок проведения?
Суть плановых и внеплановых прокурорских проверок
Для работы органов прокуратуры свойственно основываться на текущих и иных планах.
Замечание 2
При этом важно отметить, что мероприятия, которые включаются в план проверок, в большинстве ситуаций это проверки того, насколько исполняются законы в том или ином направлении общественных отношений. На практике во время проведения данных проверок поднадзорных органов, ряда должностных и других лиц появляется вопрос относительно того, насколько правомерно проведение прокурорами данных проверок
Объяснить это очень легко. Суть заключается в том, что одна из ключевых частей устройства надзорной работы это работа информационно-аналитической направленности, в пределах которой для прокурора важно исследовать и анализировать сумму поступающих к нему разнообразных данных (включая и статистические) и, основываясь на полученных данных, приходить к выводу о том, необходимо или нет включать в план работы проведение проверки исполнения законов на определенном объекте
На практике во время проведения данных проверок поднадзорных органов, ряда должностных и других лиц появляется вопрос относительно того, насколько правомерно проведение прокурорами данных проверок. Объяснить это очень легко
Суть заключается в том, что одна из ключевых частей устройства надзорной работы это работа информационно-аналитической направленности, в пределах которой для прокурора важно исследовать и анализировать сумму поступающих к нему разнообразных данных (включая и статистические) и, основываясь на полученных данных, приходить к выводу о том, необходимо или нет включать в план работы проведение проверки исполнения законов на определенном объекте
В качестве побудительного мотива для того, чтобы проводить проверку, и задействовать при этом всех или многих прокуроров регионального и районного звена, в последнее время выступает ряд правовых актов высших органов государственной власти
К примеру, в одном из постановлений Совета Федерации Федерального Собрания РФ говорится о том, что важно улучшить надзор за тем, как исполняется законодательство в области использования лесов
Пример 1
К примеру, история с массовым обманом граждан-застройщиков, которая получила большой общественный резонанс и соответствующую оценку на парламентских слушаниях, стала основой для того, чтобы в начале 2005 г. органы прокуратуры провели ряд обширных проверок во многих регионах. Аналогичная реакция наблюдалась и в Генпрокуратуре РФ после трагедии в клубе «Хромая лошадь», в Перми в 2009 г., которая повлекла за собой множество жертв. Тогда прокуроры вместе с рядом органов противопожарной службы был проведен ряд проверок, которые выявили множество нарушений как тех, кто организовывает массовые мероприятия, так и фактов не следования требованиям закона инспекциями государственного пожарного надзора.
Исходя из этого, на основании рассмотренных признаков допустимо произвести разделение проверок на плановые и внеплановые
Важно отметить, что для второй группы проверок свойственно иметь превентивную направленность, которая позволяет при помощи вскрытия нарушений закона, которые ранее были неизвестны, не допустить совершение последующих злодеяний
https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru
На основании п.2.1 приказа Генпрокурора РФ от 02.10.20017 №155 для прокуроров важно в свое время производить запрос и изучение проектов региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, при этом составлять заключения на законопроекты, которые содержат правовой анализ. Это дает возможность отнести данные проверки в ранг превентивных, иными словами, тех, что предполагают реакцию прокурора относительно документов, нормы которого исключительно в ситуациях принятия данного в полной мере или частично будут не соответствовать ряду требований закона
Напротив, при проверке законности нормативно-правовых актов, которые уже вступили в силу, возможно выявить ряд очевидных фактов действия во времени, пространстве и относительно круга лиц не соответствующих закону документов. Иными словами, как противоположность превентивной допустимо воспринимать фактоустанавливающую проверку.
Этапы проведения
Инициация прокурорской проверки происходит после получения информации о нарушениях, которые на данной стадии нельзя подтвердить или опровергнуть без организации проверки. Решение о необходимости прокурорской проверки принимается самим прокурором или же его заместителем.
Прокуратура должна уведомить организацию/орган, которая/ый подлежит проверке, за сутки до инициации мероприятия. В этом случае должно быть предоставлено решение, где указываются цели и предмет проверки, а также основания.
Если же в период проверки правоприменительный орган получит информацию о других нарушениях со стороны организации\органа, которую невозможно подтвердить или опровергнуть без проверки, прокурор или его заместитель могут расширить предмет проверки для выявления потенциальных нарушений или же инициировать новое мероприятие. Также необходимо уведомить об этом руководство или представителей руководства организации/органа.
Решение о проверке содержит следующую информацию:
- Ф.И.О. и должность прокурора или его заместителя.
- Наименование проверяемого органа/организации.
- Цель, основание и предмет проверки.
- Временной интервал проведения прокурорских мероприятий.
- Ф.И.О. и должность лиц, которые займутся инициацией проверки.
- Требование уведомить о решении руководителя/его представителя проверяемой организации/органа.
- Подпись прокурора или его заместителя.
В решении о расширении проверки должен быть дополнительный пункт, где указаны основания расширения проверки.
Ранее изъятые документы/материалы для проведения проверки и получения информации возвращаются представителям проверяемого объекта, если прокурорская поверка была приостановлена, за исключением следующих случаев:
- В случае необходимости в возбуждении уголовного дела.
- В случае необходимости проведения экспертиз, исследований и прочего.
Если возникает необходимость в продлении проверки, её приостановлении или возобновлении, то каждый раз прокуратура должна уведомлять об этом представителей проверяемого объекта не позже, чем за два дня после принятия решения о мероприятии.
Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения
Сфера компетенции прокуратуры регламентирована статьей 2 «Закона о прокуратуре». Согласно ей, прокуратура имеет право:
- проверять исполнение законов и нормативных актов в государственных, частных коммерческих, некоммерческих структурах;
- проверять соблюдение прав и свобод личности в данных секторах;
- контролировать исполнение законов в области оперативно-розыскной деятельности и следствия;
- контролировать деятельность судебных приставов;
- проверять деятельность и правовую оценку органов исполнения наказания;
- осуществлять правовую оценку в области уголовного права и судебной практики;
- проверять деятельность правоохранительных органов в борьбе и профилактике с преступностью;
- осуществлять надзор над возбуждением дел административного характера и их расследования.
Согласование порядка воздействия между этими органами и действиями прокуратуры описаны в статье 3 вышеназванного закона. Согласно ей, прокурор имеет право участвовать в судебных заседаниях любой инстанции, включая арбитражный. Функции прокурора в данном случае – проверить судопроизводство и опротестовывать незаконно принятые решения.
Важно! Прокурор не может заменить другие государственные органы. Он участвует на заседаниях только если поступала информация о незаконных действиях судебных органов
Другой вопрос – может ли прокуратура проводить проверки без предупреждения или должен соблюдаться определенный порядок? Ответы далее.
Проверка документов
Акт прокурорского реагирования
Полномочия прокуратуры не распространяются на самостоятельное устранение выявленных нарушений законодательства. Также прокурор не имеет право применять какие-либо меры по отношению к лицам, преступившим закон. Однако оставить без внимания выявленное нарушение сотрудник прокуратуры не имеет права. Он должен обратиться в соответствующие органы или к должностным лицам, обладающим определенными полномочиями. Такое обращение оформляется с помощью акта прокурорского реагирования.
ВАЖНО! Акт прокурорского надзора является официальным документом, направляемым прокурором в адрес соответствующего органа или должностного лица. Документ содержит в себе информацию о выявленных законодательных нарушениях и предписания по их устранению
Возможные виды прокурорского реагирования перечислены в статьях 23-25 ФЗ «О прокуратуре». К подобным документам относятся:
- представление (составляется при нарушении прав и свобод гражданина и человека и отправляется в орган или должностному лицу для последующего устранения нарушений);
- постановление (связано с нарушениями законодательства, которые влекут за собой административную или уголовную ответственность);
- протест (составляется в отношении правовых документов, противоречащих закону, с требованием их исправления или отмены);
- предостережение о недопустимости противозаконных действий (адресуется руководителям общественных организаций или должностным лицам, планируемая деятельность которых может быть связана с нарушением закона).
Еще одну разновидность актов прокурорского реагирования предусматривает Федеральный закон №171-ФЗ от 17 июля 2009 года. Согласно данному документу, прокурор имеет право направить требование об изменении нормативного правового акта, если в нем присутствуют коррупционные намерения. Требование может быть направлено в орган, организацию или должностному лицу, издавшему документ. Также прокурор имеет право обратиться в судебную инстанцию.
Противодействие коррупции
Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.
Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.
Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.
В соответствии со статьей 36 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в 2007 году в системе органов прокуратуры Российской Федерации созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (далее – СППК).
В частности, в Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Аналогичные СППК созданы в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах.
В целях гарантии независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрены особая процедура назначения на должность и освобождения от должности, а также специальный порядок привлечения к ответственности.
Назначение на должность производится после тщательного изучения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации личности кандидата, который должен иметь не менее пяти лет стажа работы в прокуратуре, обладать необходимыми профессиональными качествами и безупречной репутацией. Отбор кандидатур происходит на заседании специальной комиссии.
Работники СППК как на региональном, так и на федеральном уровне назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с согласия руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Организационное и методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее – управление), а оперативное руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур.
Особенности классических подходов к характеристике проверок и ее ключевые показатели
Так, существуют:
Целевые проверки, которые применимы для ситуаций проверки конкретных жалоб.
Комплексные проверки, которые используются для того, чтобы проверить, как исполняется несколько законов, которые регулируют ряд групп общественных отношений. К примеру, во время проверки законодательства относительно защиты прав несовершеннолетнего в части осуществления его прав в образовательном, медицинском, семейном, жилищном и иных направлениях.
Ряд сквозных проверок, которые необходимы для того, чтобы проверить, как исполняется конкретный закон (группа однородных законов) в каждом или множестве органов необходимого направления
Как правило, в проведение данных проверок участвуют прокуроры всех рангов.
Ряд совместных проверок, которые предполагают осуществление проверок рядом территориальных прокуроров и прокуроров прокуратур специализированного характера, или рядом прокуроров и контрольно-надзорных органов по плану, который был заранее согласован, и который исключает возможность повторения проверочных действий.
Ряд контрольных проверок, основная цель которых может являться как обозначением качества, в большинстве ситуаций полноты проверки, которую ранее проводили другие прокурорские работники, так и обозначением фактических результатов, которые достигли поднадзорные органы, должностные или иные лица из-за реагирования прокурора на ряд выявленных им нарушений закона.
Ряд повторных проверок, которые выступают в качестве разновидности контрольных проверок, во время которых важно установить, как повлияли меры, которые были предприняты прокурором, на состояние законности.
Ряд показательных проверок, проводимые опытным прокурором для того, чтобы передать навыки ряду молодых сотрудников прокуратуры.
Для того, чтобы определить качество проверки, ее полноту, важно учитывать ряд ключевых показателей. https://www.youtube.com/watch?v=crussia24tv
https://www.youtube.com/watch?v=crussia24tv
А именно:
Объем, который очерчивает границы проверки. Границы проверки должны иметь оптимальный характер, позволяющий качественно и в намеченные сроки осуществить проверки и выполнить ряд поставленных задач. В ситуациях, когда границы проверки узкие, это может привести к не выявленным отдельным нарушениям закона
В ситуациях, когда их установили не оправданно широко, то из-за большого объема работы не получится осуществить проверку надлежащим образом.
Глубина, для которой свойственно характеризоваться уровнем проникновения в ряд вопросов, которые важно выяснить (доказать). Для нее свойственно найти выражение в максимально обширном обозначении нарушений законов, условий и причин, которые вызвали нарушение, в конкретизации лиц, которые совершили нарушение закона и способствовали им, вредных последствий незаконных деяний, которые были совершены.
Этапы прокурорской проверки
Осуществляется данное действие в три этапа: подготовка, проверка и заключение. На первом этапе прокурор определяет поле задач: изучение ранее полученных сведений, основания, круг вопросов и лиц, участвующих в проверке. Если руководитель организации не отказывается от сотрудничества, то его можно и предупредить перед началом проведения данного действия.
Как проводится прокурорская проверка по жалобе гражданина на втором этапе? Это, собственно, сама процедура. Руководитель должен сопровождать лично или выделить помощника для прокурора. При необходимости прокурор назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.
На заключительном этапе составляется акт, в котором указываются результаты проверочных действий. Если обнаружены нарушения, то докладывается об этом руководству, параллельно результаты передаются в компетенцию контролирующих органов. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов. В этом плане он может не ограничиваться отчетами руководства, а пустить в ход свои методы.
Существует три вида проверок:
- выездная;
- не выездная;
- по факту жалобы.
Каковы сроки осуществления процедуры?
Период проверочных мероприятий составляет не более 30 календарных дней с даты начала проверки.
В случае, если прокурор или его заместитель имеют основания для расширения проверки, то период мероприятий может увеличиться на 30 календарных дней.
В дальнейшем возможно получить продление проверки на следующие 30 календарных дней, но, если подобное решение будет принято Генеральным прокурором РФ или его заместителем.
Период проведения проверки по отношению к организации или органу определяется для каждого конкретного объекта в отдельном порядке. То есть каждое конкретное отделение, филиал, представительство организации/органа могут иметь срок проверки, независимые друг от друга, если подобные объекты расположены на территории разных субъектов РФ.
Проведение проверки может быть приостановлено неоднократное количество раз по следующим причинам:
- Если необходимо провести определенные мероприятия – экспертизы, исследования, испытания, которые займут длительный период для получения данных, выходящий за установленные рамки прокурорской проверки.
- Если проверяемая организация/орган каким-либо образом затрудняют проведение проверки в установленный законом срок.
- Если требуемые документы, материалы или иные предметы исследования не были предоставлены проверяемым объектом в срок из-за чего провести проверку в установленный период не представлялось возможным.
Приостановление прокурорской проверки в общей сложности не может составлять более полугода. Если в этот период не удалось получить документы, материалы или иную информацию, провести необходимые исследования и экспертизы, то прокурорская проверка может быть вновь приостановлена только по решению Генерального прокурора РФ или его заместителя. Общий срок дополнительного приостановления не может превышать шесть месяцев.
Период приостановления проверки не входит в период проведения проверки.
Внеплановая проверка прокуратуры: основания
Согласно закону «О прокуратуре», данный орган вправе осуществлять надзор в следующих областях (п. 2 ст.1 закона № 2202-1):
-
за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации;
-
за соблюдением прав и свобод российских граждан;
-
за выполнением законодательства судебными приставами, дознавательными, следственными и оперативно-розыскными органами;
-
за соблюдением законодательства органами исполнения наказания и принудительного содержания под стражей.
Внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения может начаться, если в надзорное ведомство поступил «сигнал» о нарушениях, допущенных в данных сферах. Как правило, им является письменное обращение граждан, которые заявляют о нарушении своих прав определенным должностным лицом, организацией или предпринимателем. Либо указывают факты нарушения российского законодательства при осуществлении деятельности юридическим лицом или другим субъектом. Однако поводом к назначению внеплановой прокурорской проверки может стать и информация, появившаяся в средствах массовой информации, указание вышестоящей прокуратуры, или сведения о нарушениях, поступившие из иного государственного органа.
В органы прокуратуры гражданин или другое лицо вправе сообщить о любых фактах нарушения закона, которые ему известны, даже если они не касаются его лично. Если без проведения внеплановой проверки полученные сведения невозможно опровергнуть или подтвердить, она будет назначена.
Каков порядок проведения?
Рассмотрение жалобы происходит от трёх до десяти дней, в зависимости от обстоятельств дела. В случаях угрозы жизни или в иных экстренных случаях рассмотрения жалобы происходит незамедлительно. После ознакомления с жалобой прокуратура может полностью или частично удовлетворить в заявлении или же отказать. Заявитель должен получить уведомлении по итогам рассмотрения жалобы, а также о способах обжалования решения.
Процедура расследования должна касаться исключительно предмета проверки. В ином случае необходимо предоставить решение о расширении проверки или новой проверке.