Порядок составления протокола об административном правонарушении

Содержание протокола об административном правонарушении

Сотрудники органов власти, как правило, имеют с собой шаблоны протокола об административном правонарушении. В конце оформления документа, правонарушитель должен получить его на руки. И тогда внимательно рассмотреть, не нарушен ли порядок его составления и оформления. Если да, то жалоба в государственный орган или в суд будет вполне обоснованной.

Итак, протокол содержит:

  • дата и место составления. Если в ходе привлечения к ответственности оформлялось несколько протоколов (об отстранении от управления, о направлении на освидетельствование), следует проверить хронологический порядок. Так как он регламентирован законодательством РФ;
  • должность (с указанием органа власти), фамилия и инициалы лица, которое составило протокол (он должен быть уполномочен КоАП РФ на возбуждение дел по данной статье КоАП РФ)
  • сведения о лице (физическом, юридическом), которое будет привлекаться к ответственности;
  • свидетели, потерпевшие (если они есть) – ф.и.о., местожительство;
  • время совершения правонарушения
  • место совершения административного правонарушения
  • статья КоАП или закона субъекта РФ, которая нарушена
  • объяснение правонарушителя (пока только подозреваемого)
  • иные сведения

Важно! При заполнении протокола сотрудник обязан разъяснить права. Это и право на защитника (представителя), право заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела

И в том числе с самим протоколом. Приносить свои замечания на текст документа и действия сотрудников. И так далее. 

Скачать образец:

Другой комментарий к статье 28.5 КоАП РФ

1. Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, на основании которого принимается решение по делу об административном правонарушении. В этом документе фиксируются основные сведения, отражающие сущность совершенного правонарушения и характеризующие лицо, привлекаемое к ответственности. Требования к содержанию протокола установлены ст. 28.2 Кодекса.

В случае неправильного составления протокола об административном правонарушении, составления его неправомочным лицом протокол возвращается в орган, должностному лицу, которые его составили (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса).

2. Согласно ч. 2 ст. 28.2 Кодекса в протоколе указываются не только достаточные данные, указывающие на наличие события правонарушения (место, время, способ совершения и т.п.), но и другие сведения, необходимые для разрешения дела.

В зависимости от того, какой объем сведений, необходимых для разрешения дела, известен должностному лицу на момент выявления правонарушения, законом установлены следующие сроки составления протокола:

а) известны все сведения, необходимые для разрешения дела, — протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 Кодекса);

б) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела либо данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, привлекаемых к ответственности, которые возможно получить до истечения двух суток с момента выявления совершения правонарушения, — протокол составляется в течение двух суток с момента выявления совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 Кодекса);

в) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела, либо данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо сведения о свидетелях, которые возможно получить путем осуществления процессуальных действий, требующих значительных (более двух суток) временных затрат, — протокол составляется по окончании административного расследования в сроки, предусмотренные ч. 5 ст. 28.7 Кодекса (ч. 3 ст. 28.5 Кодекса).

3. К сведениям, которые могут быть выяснены в срок до двух суток с момента выявления административного правонарушения, можно отнести следующие:

1) сведения об отдельных обстоятельствах дела, отягчающих или смягчающих ответственность либо указывающих на малозначительность правонарушения (например, получение подтверждения о выдаче лицу, привлекаемому к ответственности, документа, имеющего значение для таможенных целей (лицензии, справки банка, сертификата и т.п.));

2) данные о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и должность, место жительства, семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении, размер его зарплаты или иного заработка, пенсии или стипендии, привлечение ранее к административной ответственности и др.);

3) сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело (ИНН, ОКПО, полное наименование, юридический и фактический адрес, наличие на учете в соответствующем налоговом органе, наличие счетов в банках (расчетных, текущих и иных)).

Получение указанных сведений может осуществляться по оперативным средствам связи из налоговых органов, органов внутренних дел, других государственных органов, организаций по месту работы лица, привлекаемого к ответственности, и других учреждений. При этом в случае необходимости должностное лицо вправе для установления личности или выяснения обстоятельств административного правонарушения применить меры обеспечения производства по делу вплоть до административного задержания физического лица.

4. В случае, когда выносится определение о назначении административного расследования (например, необходимо произвести экспертизу), протокол составляется только по окончании этого расследования. Срок административного расследования составляет один месяц, но может быть продлен по ходатайству лица, проводящего административное расследование. Общий срок продления административного расследования составляет один месяц, но если дело касается нарушения ПДД, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, может увеличиваться до шести месяцев.

Образец составления протокола об административном правонарушении

Для административных протоколов существует строго регламентированная форма. Она предусматривает внесение в текст протокола следующих данных:

  • Места и даты составления.
  • ФИО должностного лица, составившего протокол, и его должности.
  • Данных нарушителя.
  • Информации о потерпевшем и свидетелях.
  • Описания обстоятельств дела.
  • Время и места совершения нарушения.
  • Ссылки на статью КоАП, в рамках которой назначают санкции.
  • Объяснения подозреваемого.

Если при составлении протокола присутствовали понятые, в тексте протокола указывают их данные, включая данные паспортов. Понятые также вправе вносить в протокол замечания.

Подписать протокол должен его составитель (должностное лицо) и нарушитель. Нарушитель может отказаться подписывать данный документ, о чём в протоколе должна быть сделана запись.

При необходимости указать информацию, которая формой протокола не предусмотрена, её оформляют виде рапорта, который прилагают к протоколу.

Копию протокола получает нарушитель административного законодательства.

Минимальный и максимальный срок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении – важнейшее доказательство в деле о привлечении к административной ответственности. Иногда должностное лицо, которое выявило правонарушение, его не составляет. Причем не то, что сразу. А вообще. Об этих случаях мы рассказали в публикации протокол об административном правонарушении и рассмотрение дела. Но тогда постановление вручается нарушителю, а он не возражает о назначении административного наказания

Обратите внимание! Если человек возражает, то ему сразу вручат протокол

Статья 28.5 КоАП РФ говорит, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения нарушения. Но по факту – не всегда. Правонарушение может выявить неуполномоченный орган власти. И ему требуется направить соответствующую информацию в соответствии с подведомственностью административных дел. В таких случаях иногда могут применить обеспечительные меры – доставление, административное задержание, личный досмотр.

Поэтому КоАП РФ называет случаи, когда орган власти принимает решение о необходимости дополнительно выяснить обстоятельства нарушения. Или личности нарушителя. Тогда административный протокол уполномоченное лицо составит в течение 2 суток после выявления. 

В исключительных случаях уполномоченный орган проводит административное расследование. При этом выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Сроки расследования устанавливает КоАП РФ – один месяц. Он может быть продлен еще на 1 месяц, после чего выносится протокол или дело подлежит прекращению. Есть составы административных правонарушений, по которым срок расследования может быть больше.

Задержание и процедура составления протокола

Давайте разберемся почему нельзя составить протокол на месте? Кто составляет документы по данным штрафам – круг должностных лиц уполномоченных на эти действия. Какую позицию занять, чтобы потом можно было оспорить протокол по статье 20.6.1. В период введения режима карантина и режима повышенной готовности у сотрудников полиции развязаны руки. Они считают что могут делать все что угодно, задержать вас, доставить в отдел, держать там неограниченное количество времени. Они считают что могут писать ложь в протоколе об административном правонарушении. Все эти действия никак не наказываются.

Почему должностные лица органов осуществляющих контроль не составляют протокол на месте? Все просто: они не обладают достаточными компетенциями и знаниями КоАП. Часто они не умеют написать бумаги правильно, в соответствии с кодексом об административном правонарушении.

Если вы стали заложником такой ситуации мы дадим вам несколько простых советов. В первую очередь полицейский должен:

представиться

назвать причину обращения к вам

Если вы попросите полицейский обязан предъявить свое служебное удостоверение.

Помните о своих правах при общении с представителями власти. Не ругайтесь, не материтесь, не трогайте полицейского руками! Скорее всего, дальше вам предложат проехать в отдел для составления протокола. Напомните полицейскому что задержание это исключительная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Скажите что вы не отказываетесь от подписания протокола. Вы уже назвали свою фамилию имя отчество. Вашу личность можно выяснить в том числе через установленные процедуры. Требуйте от должностного лица органов полиции оформления административного правонарушения на месте. Обязательно проверьте чтобы в протоколе время и дата были указаны корректно.

Обратите внимание если вас привлекают по административному правонарушению сотрудники полиции не могут брать у вас отпечатки пальцев. Они могут предложить вам эту процедуру

Вы можете отказаться сославшись на ст. 9 ФЗ “О государственной дактилоскопической регистрации в РФ”. Обратите внимание, что по этой статье в обязательном порядке снятие отпечатков относится к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступления. Но преступление это не правонарушение – у этих формулировок значительная разница, хотя звучат они одинаково, особенно для обывателя. Только если вам назначено наказание в виде административного ареста – с вас могут брать отпечатки пальцев.

Когда не нужен акт об административном правонарушении?

Не во всех случаях необходимо составлять протокол. Иногда должностное лицо может выписать штраф или предупреждение на месте совершения правонарушения. Эти виды наказания назначают на основании постановления, без составления протокола. Копию постановления также выдают виновному.

Но если нарушитель не согласен с обвинением, то он вправе потребовать составить протокол, который он впоследствии сможет обжаловать.

Также не составляют протокол при фиксации нарушения автоматическими средствами (камерами наблюдения на дорогах и т.п.), при многих нарушениях ПДД и нарушениях, связанных с благоустройством территории.

В случае видеофиксации нарушителя, ему в течение 3 суток пришлют постановление. Тоже самое касается выявления нарушения автоматической системой ФНС. Обычно это нарушения работы с кассовым оборудованием и невыдача чеков покупателям.

Комментарий к статье 28.5. КоАП РФ:

1. Согласно ст. 4.5 Кодекса постановление по делу по общему правилу может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. В этой же статье предусмотрена возможность более длительного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении за нарушение отдельных отраслей законодательства и при рассмотрении дел судьями. Однако законодатель, учитывая принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях, установил общее правило о том, что протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления факта совершения правонарушения.

2. Однако иногда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. Для получения необходимой информации могут потребоваться дополнительные меры по формированию доказательственной базы (см. комментарий к ст. 26.2). Следует также иметь в виду, что в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применять предусмотренные Кодексом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 27.1).

В случаях, когда немедленное составление протокола невозможно, он должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. Имеется еще одно исключение из общего правила, предусмотренного в ч. 1 комментируемой статьи. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса по некоторым категориям дел об административных правонарушениях может потребоваться осуществление экспертизы и иных процессуальных действий, связанных со значительными временными затратами. Для таких ситуаций предусмотрено проведение административного расследования, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. Однако в исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом (см. комментарий к ст. 28.7). После окончания административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 28.7).

4. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector