Обжалование решения фас: пошаговая инструкция

Новые правила дистанционного рассмотрения жалоб во время карантина

08.04.2020 федеральная антимонопольная служба сообщила о том, что заседания комиссий по рассмотрению жалоб откладываются на максимально возможные сроки по законодательству. Но через системы видео-конференц-связи или онлайн-программы видеосвязи рассматривают дела, которые нельзя отложить (например, если их необходимо рассмотреть до 30.04.2020). Дистанционно организуют работу комиссий по жалобам на закупки по законам №44 и 223 и проводят отраслевые торги. Подробнее о других мерах в связи с режимом повышенной готовности из-за коронавируса в статье: «Режим повышенной готовности в закупках: новые правила из-за коронавируса».

Это временная мера на период распространения коронавирусной инфекции. Ведомство предупредит участников разбирательств о новом формате и датах рассмотрения дел.

03.04.2020 ФАС опубликовала письмо, в котором указала, что до 30.04.2020 дистанционное рассмотрении жалоб, внеплановые проверки, рассмотрение обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков проводятся исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъекта контроля и заявителей. Интернет-видеоконференция проходит в браузере на веб-портале видеоконференций. Специалисты ФАС подготовили инструкцию по подключению к системам видеосвязи. Участником видеоконференции становится человек, получивший приглашение от контролирующего органа. Вот пошаговый алгоритм:

Шаг 1. Вам приходит приглашение в форме ссылки.

Шаг 2. Участнику надлежит подготовить технические средства — проводную гарнитуру или микрофон, встроенный в камеру или ноутбук. Как только вы прекращаете говорить, отключите микрофон.

Шаг 4. Нажмите «Войти в конференцию».

Шаг 5. Если вы впервые участвуете в видеконференции, система автоматически начнет установку клиентского сервиса VideomostLite. Скачайте и установите это приложение. Для тех, кто уже участвовал в дистанционных разбирательствах, повторная установка программы не потребуется.

Шаг 6. Переходим к настройке оборудования. Открываем меню настроек в правом нижнем углу экрана.

Выбираем устройство и проверяем работу гарнитуры.

Шаг 7. Настраиваем камеру. Подключаем опции «Автофокус» и Fallow my face для улучшения изображения.

Шаг 8. Включаем или отключаем камеру и микрофон. Для этого нажимаем кнопки в левом верхнем углу экрана.

Шаг 9. Открываем функцию демонстрации документа или рабочего стола. Сделайте это в блоке «Демонстрация экрана». Одновременно документ показывает только один участник конференции.

А вот как подключиться к видеосвязи ФАС с планшета или смартфона:

Программа с приложением Videomost перенаправится в App Store или Google Play.

Установите и откройте сервис. Введите имя, фамилию и название организации. Войдите и примите участие в конференции.

Порядок и правила составления и подачи жалобы в ФАС

Правила, которыми следует руководствоваться при составлении жалобы в Федеральную антимонопольную службу, а также порядок подачи такой жалобы в случае выявления факта нарушения законодательства о добросовестной конкуренции содержатся в Федеральном законе «О защите конкуренции» от 27 июня 2006 года за номером 135-ФЗ. В соответствии с положениями данного закона, а также на основании сложившейся практики правоприменения (в силу отсутствия конкретных требований к оформлению жалобы) оформление подаваемого документа должно выглядеть следующим образом:

  • в титульной части заявления (жалобы) следует указать сведения о том территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, куда происходит обращение. В случае если известны данные о руководителе такого подразделения, следует адресовать документ именно ему);
  • титульная часть продолжает заполняться сведениями о заявителе (указываются актуальные контактные данные, которые в последующем будут использованы для связи с заявителем, например, для приглашения на заседание);
  • в титульной же части указываются сведения о том юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, который совершает действия, подразумевающие нарушение законодательства о конкуренции, либо в отношении которого имеются четко зафиксированные факты такого нарушения (сведения должны позволять не только идентифицировать такого нарушителя, но и позволять выйти с ним на связь для приглашения на разбирательства);
  • в основной части происходит описание выявленного факта (или группы фактов) нарушения действующего законодательства о защите свободной добросовестной конкуренции, а также указываются те нормы права, которые, по мнению заявителя, были нарушены.

Что изменится в 2020 году

На сайте проектов нормативных актов опубликовали законопроект об изменении 44-ФЗ в части совершенствования порядка обжалования действий (бездействия) субъектов контроля. Планируется, что масштабные изменения вступят в силу с 01.04.2019. Собрали в таблицу основные поправки.

Суть изменений Почему меняют

Урегулируют подачу жалобы в ФАС по 44 ФЗ в электронном виде через Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). Обжаловать действия (бездействие) субъектов контроля участники закупки смогут после регистрации в ЕИС.

С 01.01.2019 в рамках ч. 5 ст. 24.2 44-ФЗ участвовать в электронных процедурах можно только после регистрации в ЕИС.

Исключают:

  1. Необходимость дополнительной идентификации лица, которое подает жалобу.
  2. Возможность подачи электронной жалобы лицом, которое не зарегистрировано в ЕИС.

Установят универсальную стоимостную предквалификацию. Если обжалуют закупку с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) свыше 20 млн рублей, участник закупки обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта по 44-ФЗ, независимо от предмета такого контракта, не менее 20% от НМЦК по закупке, на которую подается жалоба в ФАС.

Исключают возможность недобросовестных поставщиков обжаловать закупки, в которых они участвовать не вправе.

Установят срок подачи электронной жалобы до истечения половины срока подачи заявок.

Снижают возможность умышленного затягивания процедур закупок, если электронная жалоба на положения документации о закупке подана непосредственно перед окончанием срока подачи заявок для ее рассмотрения в ФАС в период рассмотрения заявок, подведения итогов электронных процедур.
Установят однократность подачи жалобы на положения документации о закупке. Минимизируют риски затягивания закупки посредством подачи нескольких электронных жалоб от одного лица.

Обжалование действия и бездействия заказчиков допускается, если они совершены непосредственно в отношении заявки такого участника закупки.

Исключают обжалование действий (бездействия) заказчика в отношении иных участников закупки.

А вот еще какие изменения анонсировала ФАС.

Статья 105 Федерального закона от № 44-ФЗ

4. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

3. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

Судебная практика по жалобам в ФАС по 44-ФЗ

Пример 1. ФАС вернул жалобу заявителю на том основании, что в жалобе не был указан почтовый адрес заявителя. Компания обжаловала отказ антимонопольного органа в рассмотрении жалобы в суд. Последний встал на сторону подателя жалобы и признал отказ ФАС незаконным. Суд указал, что в жалобе обществом указан адрес его местонахождения и почтовый адрес, соответствующий адресу регистрации данного юридического лица в ЕГРЮЛ, а также имеются сведения об адресе электронной почты, номерах контактного телефона и факса (Постановление Арбитражного Западно-Сибирского округа от 23 июля 2015 г. по делу N А45-24942/2014).

Пример 2. Компания не указала в жалобе адрес своей электронной почты и по этой причине ФАС отказала в рассмотрении жалобы. Суд встал на сторону компании и указал, что отказ ФАС был не обоснован. Так как в жалобе были указаны и иные контактные данные компании, позволяющие установить с ней связь — почтовый адрес, телефонный номер и номер факса (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 августа 2015 г. по делу N А53-29447/2014).

Пример 3. Если жалоба подписана непосредственно единоличным исполнительным органом компании, то дополнительных документов, подтверждающих его полномочия на подписание документа, не требуется (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2016 г. N Ф06-13179/2016).

Если у вас возникли затруднения при составлении жалобы на действия заказчика, вы можете обратиться за помощью к юристу по 44-ФЗ. Позвоните по телефону +7 (812) 409-49-30 и получите профессиональную поддержку:

  • подробная консультация по вопросу подготовки жалобы по 44-ФЗ;
  • составление жалобы в строгом соответствии с требованием закона;
  • направление жалобы в ФАС;
  • контроль рассмотрения жалобы и обжалование незаконного отказа в рассмотрении (при необходимости).

Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ при участии в госзакупках: инструкция

  • наименование, место нахождения (для юрлиц) / ФИО, место жительства (для физлиц) и контактные данные лица, действия которого обжалуются;
  • наименование, место нахождения (для юрлиц) / ФИО, место жительства (для физлиц) и контактные данные заявителя;
  • указание на обжалуемую закупку ( если публикация сведений о ней является обязательной согласно действующему законодательству), официальный адрес сайта, на котором она размещена;
  • указание на обжалуемые действия и веские доводы;
  • перечень прилагаемой документации.
  1. определение предмета и целесообразности жалобы (следует четко определить, на какие действия или бездействие будет подаваться жалоба, и убедиться в их неправомерности и противоречии действующему законодательству);
  2. тщательное изучение законодательства в рамках 44-ФЗ (223-ФЗ);
  3. скачивание шаблона жалобы с официального сайта ФАС (найти образец можно в нижней части страницы, посвященной предъявляемым требованиям и срокам подачи);
  4. составление жалобы с учетом требований законодательства;
  5. определение подведомственности (подавать жалобу следует по месту нахождения Заказчика);
  6. выбор формы подачи жалобы (письменной с отправкой по почте или курьером или электронной, подписанной ЭЦП);
  7. подача жалобы в установленные законом сроки.

Основания для подачи

Причинами нарушений правил проведения закупок или ущемления прав участниками могут быть неверное трактование заказчиком положений закона либо заведомо умышленное совершения проступков в своих личных интересах (например, чтобы победителем торгов стала близкая заказчику компания).

При неправомерных действиях заказчика у участника может возникнуть потребность восстановить нарушенные права и обжаловать действия заказчика в Федеральной антимонопольной службе. Именно этой инстанции в России переданы полномочия по контролю и надзору за соблюдением законодательства.

Согласно положениям законодательства, жалоба может быть подана в ФАС по следующим основаниям:

  1. Неразмещение в ЕИС положения о закупке либо вносимых в него изменений, а также другой информации о закупке, которая должна быть размещена по нормам 223-ФЗ и 44-ФЗ.
  2. Поступившие от заказчика требования к участникам предоставить документы, которые не предусмотрены законодательством и не представлены в перечне обязательных (например, допуска СРО или справку из ФНС об отсутствии задолженности).
  3. Осуществление заказчиками закупки товаров и услуг при отсутствии утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупки или без учета норм 44-ФЗ.
  4. Неразмещение в открытом доступе информации о размере закупок у субъектов малого и среднего бизнеса, которые заказчики обязаны производить в установленном размере, либо размещение недостоверных сведений (на закупки у компаний указанной группы должно приходиться не менее 15% в совокупном объеме закупок за год).

Согласно пояснительной записке к приказу ФАС от 2014 года №679/14, ФАС рассматривает поступившие жалобы с учетом положения ФЗ-135 «О защите конкуренции». В указанном законе предусматриваются иные основания для обжалования действий заказчика в ФАС. Это, в частности, такие причины:

  1. Координация деятельности участников организаторами торгов, запроса котировок и предложений.
  2. Создание участникам торгов преимущественных условий для участия (например, путем предоставления им доступа к информации, которую по закону заказчик предоставлять был не вправе или не имел такой обязанности).
  3. Нарушение порядка определения победителя тендера.
  4. Участие заинтересованных лиц (организаторов торгов, заказчиков или их работников) в тендере.

Именно выбор правильного основания позволяет грамотно составить жалобы в ФАС.

Судебный порядок обжалования действий заказчика

Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение 3 месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия во внесудебном порядке. Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и лиц, осуществляющих публичные полномочия, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд относятся к подведомственности арбитражных судов. Заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (статья 35 АПК РФ).

Подать заявление можно:

Требования к содержанию заявления приведены в части 1 статьи 199 АПК РФ. К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в статье 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения.

Вместе с заявлением можно подать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения или запрете заказчику совершать определенные действия, например, заключать контракт (часть 3 статьи 199, пункт 2 части 1 статьи 91 АПК РФ, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).

До подачи заявления в суд истец должен направить копии заявления и прилагаемых к нему документов заказчику и другим участвующим в деле лицам заказным письмом с уведомлением о вручении. Неисполнение этого требования является основанием для оставления судом заявления без движения (часть 1 статьи 128 АПК РФ).

Управление государственными и муниципальными закупками (, ,  ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: как правильно составить и подать

После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Как правильно составить жалобу в ФАС

  1. Сведения о заявителе: ФИО и адрес проживания физического лица, в отношении юрлица – его наименование и местонахождение, контактные сведения заявителя (телефон, электронная почта и пр.).
  2. Сведения о лице, в отношении которого передается заявление (нарушителя принципов свободной конкуренции – заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ).
  3. Сведения об антимонопольном органе, в который передается заявление.
  4. Перечисление нарушений антимонопольного законодательства, которые были допущены и обжалуются (в данном случае приводится ссылка на конкретные положения законодательства, которые нарушил заказчик).
  5. Требования заявителя: провести проверку, привлечь к ответственности и пр.
  6. Перечень приложенных документов.
  7. Документы, которые свидетельствуют о признаках нарушения антимонопольного законодательства (если их предоставить невозможно, то указывается причина этого).

Указанные требования к содержанию распространяются также на обращения, поданные в ФАС в электронном виде.

В качестве доказательств можно приложить ссылку на извещение по закупке в ЕИС или иные данные. Наличие доказательств существенно сократит сроки рассмотрения обращения и увеличит вероятность принятия решения в пользу заявителя.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.

Бумажная версия заявления должна составляться на фирменном бланке организации (или содержать весь перечень реквизитов заявителя) и подписывается руководителем. При подаче документа в электронном виде его следует подписать электронной подписью.

При подаче жалобы заявитель вправе указать почтовый адрес для отправки ответа на обращение или иной способ для связи (например, отправку результатов обработки обращения на электронную почту).

Сроки подачи жалобы и ее рассмотрения

Сроки для подачи жалобы четко определены в статье 105 закона ФЗ-44. Там указано следующее:

По общему правилу, в любое время после размещения планов закупок на государственном портале. Но следует учитывать, что у заявителя есть всего 10 дней на подачу заявления после размещения планов;
В случаях, когда обжалуются нарушения со стороны оператора или заказчика при выборе поставщика непосредственно на аукционе, у заявителя остается 10 дней с момента размещения итогового протокола. Если в течение этого срока жалобы не поступили, протокол считается действительным;
Если нужно обжаловать перечень документации, необходимый для участия в аукционе, у заявителя есть время до окончания приема заявок;
Если было допущено нарушение при рассмотрении второй части заявки, то время на обжалование заканчивается вместе с подписанием контракта. Точного срока нет, поэтому следует узнать дату подписания готового контракта;
При обжаловании действий оператора, касающихся аккредитации участников, у заявителя есть 30 дней с момента самого нарушения

Важно заметить, что именно с момента нарушения и ждать каких-либо событий для подачи не стоит;
Обжаловать действия заказчика или любого другого лица по вопросу подписания контракта можно до непосредственного его подписания между сторонами.

Учтите! В течение двух дней с момента подачи жалобы заявителю будет сообщено, когда и где жалоба будет рассмотрена. Решение по вопросу выносится в течение 5 дней с момента подачи документа в ФАС.

Также стоит заметить, что если жалоба подается третьим лицом, которое не участвует в процессе закупок, то на рассмотрение и вынесение решения дается 30 дней. Это связано с тем, что нарушение несерьезное и не навредило ни одному лицу, которое участвовало в тендере.

Основания для жалобы

Классификация случаев недобросовестной конкуренции или ее неправомерного ограничения довольно обширна, поскольку нечестные коммерсанты имеют большую изобретательность при попытках захватить рынок товара и получения максимальной выгоды.

Все случаи можно разбить на 3 большие группы, включающие в себя:

  • агрессивное пользование преимуществом;
  • создание договоренностей и заключение соглашений;
  • действие властных органов.

Агрессивное использование преимущества:

  • создание дискриминирующих условий;
  • диктат в ценовой политике;
  • формирование запрещающих условий для распространения товаров при отсутствии таковых в нормативных документах;
  • отсутствие обоснования при различной оценке равнозначных товаров;
  • запрет на производство популярного товара;
  • невыполнение договоров, заключенных с потребителем.
  • блокировка и создание помех в появлении новых участников на рынке.
  • о согласованных действиях между хозяйствующими субъектами;
  • об объединении компаний в картели, в которых сохраняется независимость ее участников, но в общем все придерживаются принятой поведенческой политики (считается наиболее опасным формированием, угрожающим антимонопольным нормам);
  • о совместных действиях хозяйствующих субъектов, не вынужденных условиями или обстоятельствами.

Действия органов власти:

  • создающие ограничения для создания новых компаний;
  • запрещающие реализацию производством определенных функций;
  • устанавливающие незаконные запреты и препятствия в деятельности организаций;
  • по формированию определенных предпочтений покупателей относительно каких-либо фирм.

Отдельного упоминания заслуживает наиболее распространенный вид нарушения принципа конкуренции – незаконная монополизация. Их количество достигает 70% от общего числа выявленных случаев нарушений в сфере госзакупок.

В заключение

Основная задача ФАС России – обеспечить свободную конкуренцию, ограничить монополистическую деятельность на всей территории государства. Деятельность Антимонопольной службы направлена на улучшение товарных и финансовых рынков путем пресечения поведения, противоречащего здоровой конкуренции, доминирующего положения одних над другими, «картельных сговоров». Также предпринимать действия, направленные на предотвращение антиконкурентного вмешательства в процесс функционирования рынков органов государственной власти и органов местного самоуправления. Таким образом, работа службы направлена на улучшение, укрепление и здоровое развитие рыночной системы и экономики государства в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector