Генеральный прокурор российской федерации

Генеральные прокуроры РСФСР/Российской Федерации

  1. Степанков Валентин Георгиевич (назначен постановлением Верховного Совета РСФСР от 28 февраля 1991 г. № 751-I; утверждён постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 5 апреля 1991 г. № 1015-I; переназначен указом президента Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 1413; освобождён от обязанностей указом президента Российской Федерации от 5 октября 1993 г. № 1583)
  2. Казанник Алексей Иванович (назначен указом президента Российской Федерации от 5 октября 1993 г. № 1584; отставка с должности принята указом президента Российской Федерации от 12 марта 1994 г. № 465; освобождён от должности постановлением Совета Федерации от 25 апреля 1994 г. № 101-I СФ)
  3. Ильюшенко Алексей Николаевич (исполнение обязанностей до назначения Генерального прокурора Российской Федерации возложено указом президента Российской Федерации от 26 февраля 1994 г. № 391; представленная президентом Российской Федерации кандидатура для назначения на должность генерального прокурора отклонена постановлениями Совета Федерации от 25 апреля 1994 г. № 99-I СФ и от 25 октября 1994 г. № 221-I СФ; освобождён от исполнения обязанностей указом президента Российской Федерации от 8 октября 1995 г. № 1027)
  4. Гайданов Олег Иванович (временное исполнение обязанностей до назначения Генерального прокурора Российской Федерации возложено указом президента Российской Федерации от 8 октября 1995 г. № 1028)
  5. Скуратов Юрий Ильич (назначен постановлением Совета Федерации от 24 октября 1995 г. № 629-I СФ; отстранён от должности на период расследования возбуждённого в отношении него уголовного дела указом президента Российской Федерации от 2 апреля 1999 г. № 415; предложение президента Российской Федерации об освобождении от должности отклонено постановлениями Совета Федерации от 17 марта 1999 г. № 78-СФ, от 21 апреля 1999 г. № 154-СФ и от 13 октября 1999 г. № 396-СФ; освобождён от должности постановлением Совета Федерации от 19 апреля 2000 г. № 70-СФ)
  6. Устинов Владимир Васильевич (назначен постановлением Совета Федерации от 17 мая 2000 г. № 99-СФ; вновь назначен постановлением Совета Федерации от 13 апреля 2005 г. № 102-СФ; освобождён от должности постановлением Совета Федерации от 2 июня 2006 г. № 151-СФ)
  7. Чайка Юрий Яковлевич (назначен постановлением Совета Федерации от 23 июня 2006 г. № 180-СФ; вновь назначен постановлением Совета Федерации от 22 июня 2011 г. № 242-СФ; в третий раз назначен постановлением Совета Федерации от 15 июня 2016 г. 232-СФ; освобождён от должности постановлением Совета Федерации от 22 января 2020 г. № 1-СФ)
  8. Краснов Игорь Викторович (назначен постановлением Совета Федерации от 22 января 2020 г. № 2-СФ)

Система и структура прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации
  • Научные и учебные организации прокуратуры (в частности Университет прокуратуры Российской Федерации)
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации
  • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
  • Военная прокуратура
  • Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах, прокуратуры метрополитенов)
  • Редакции печатных изданий прокуратуры

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Президентом Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры — военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации..

ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены следующие должности:

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации
  • Генеральный прокурор
  • Первый заместитель генерального прокурора
  • Заместитель генерального прокурора
  • Старший помощник генерального прокурора (начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)
  • Помощник генерального прокурора (заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей генерального прокурора)
  • Старший прокурор и прокурор (в главных управлениях, управлениях и отделах)
В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах
  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Старший помощник прокурора (начальники управлений, отделов на правах управлений)
  • Помощник прокурора (заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)
  • Старший прокурор и прокурор (в управлениях и отделах)
В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах
  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Начальник отдела
  • Старший помощник прокурора
  • Помощник прокурора

Должность «начальник отдела» отсутствует в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора.

Как происходит порядок назначения и вступления в должность?

Кандидатов, которые могут претендовать на должность Генерального прокурора, предлагает Президент. Далее, проводится голосование Совета Федераций Федерального Собрания РФ. Если ни один из представленных кандидатов не набирает необходимое количество голосов, то процедура выдвижения новых соискателей проводится заново.

Кандидат, набравший большее количество голосов, назначается на должность Генерального прокурора. Для вступления в должность, ему необходимо принести присягу председателю Совета Федерации ФС. Текст произносимой клятвы утвержден и неизменен для каждого из кандидатов. После принятия присяги Генпрокурор предлагает Президенту на рассмотрение кандидатов на должность своих заместителей.

Каковы требования к кандидату?

Требования к кандидату на должность Генерального прокурора закреплены в ФЗ № 2202-1. К ним относятся:

  • наличие гражданства РФ;
  • возраст более 35 лет;
  • высшее образование, обязательно юридическое и полученное в аккредитованном учебном заведении;
  • стаж работы в прокурорской структуре более 10 лет.

Ограничения для вступления в должность:

  1. Наличие гражданства другого государства;
  2. Полная или частичная недееспособность;
  3. Наличие запрета суда на право занимания должности такого рода;
  4. Наличие медицинских ограничений;
  5. Отказ от оформления доступа к государственной тайне.

Кто назначает и освобождает от должности?

Согласно ФЗ № 2202-1, назначение и снятие с должности Генерального прокурора возложено на Совет Федераций Федерального Собрания РФ. Кандидатов на эту должность вносит Президент РФ.

Каков срок деятельности и отчетность о ее результатах?

Срок деятельности Генерального прокурора – 5 лет.

Отчет о его деятельности предоставляется несколькими способами:

  • путем публикации в прессе, в частности в «Российской газете»;
  • путем предоставления доклада Федеральному Собрания. Образец такого доклада стандартизирован и включает в себя статистические данные, касающиеся уровня преступности, раскрываемости, общего уровня порядка в стране. Дается отчет о мерах, принятых для исправления ситуации.

Ключевые задачи прокуратуры

Надзор за законностью включает в себя достаточно обширные функции. Сюда входят следующие направления:

  • Контроль исполнения законов. Структура наделена функцией наблюдения за применением законодательства государственными органами, их должностными лицами и прочими организациями. Учитывается то, как их действия и решения влияют на права и интересы других лиц и государства.
  • Принятие мер для устранения нарушений. Выявив допущенное нарушение закона, орган прокуратуры сам не наказывает виновных и не устраняет такое нарушение. В зависимости от обстоятельств результаты рассмотрения дела передаются уполномоченным органам или направляются в суд.

Прокуратура абсолютно независима в своей деятельности. На ее решения и действия не могут влиять ни властные органы любого уровня, ни политические партии. Любое воздействие на прокурора со стороны государственных органов, их сотрудников, общественных объединений, работников СМИ или граждан влечет за собой ответственность.

Только принцип независимости гарантирует принятие справедливых решений и устранение реально существующих нарушений закона.

Рис.1: Герб Прокуратуры РФ

Предоставляя прокурору широкие полномочия, закон конкретизирует надзорную деятельность применительно к отдельным организациям и их должностным лицам.

Надзорные функции включают в себя:

  • контроль исполнения законов органами исполнительной власти на всех уровнях;
  • контроль законности действий Следственного комитета РФ;
  • надзор за соблюдением законов муниципальными властными органами;
  • контроль соблюдения прав и свобод граждан всеми органами власти и прочими организациями;
  • надзор за деятельностью правоохранительных органов и администраций учреждений исполнения наказания;
  • функции уголовного преследования;
  • организацию борьбы с преступностью;
  • возбуждение административного производства и проведение расследований.

Прокуратура рассматривает заявления и жалобы граждан и юридических лиц на нарушения законности. Поступившие обращения регистрируются и становятся основанием проверки. На свою жалобу заявитель всегда получает официальный обоснованный ответ. Обращения граждан могут касаться абсолютно любых сфер жизни и оспаривать решения и действия любых органов и должностных лиц. Важен существующий запрет на пересылку жалобы в ту организацию, работы которой она касается.

Это интересно: Как пожаловаться на прокурора?

Прокурор также наделен правом опротестовывать судебные решения.

Прокуроры в России

За 27 лет в должности Генпрокурора России побывало не так много людей:

  1. Валентин Георгиевич Степанков — с 28 февраля 1991 года по 05 октября 1993 года. В те времена назначение на должность осуществлялось на основании постановления Верховного Совета РСФСР.
  2. Алексей Иванович Казанник — с 05 октября 1993 года по 25 апреля 1994 года. В это время уже президент это тот, кто назначает генерального прокурора РФ, на основании указа.
  3. Алексей Николаевич Ильюшенко и Олег Иванович Гайданов — исполняли свои обязанности друг за другом, пока подбирали подходящую кандидатуру на пост Генпрокурора.
  4. Юрий Ильич Скуратов — с 24 октября 1995 года по 19 апреля 2000 года. В 1999 году на него было возбуждено уголовное дело, в связи с чем был освобожден от занимаемой должности.
  5. Владимир Васильевич Устинов — первый бывший генеральный прокурор РФ, который за весь многолетний период (с 17 мая 2000 года по 02 июня 2006 года) был переназначен на свою должность дважды. Стоит отметить, что он являлся первым заместителем генпрокурора Скуратова вместе с Юрием Чайкой.
  6. Юрий Яковлевич Чайка — занимает свою должность уже третий раз подряд, с 23 июня 2006 года и по настоящее время.

Юрий Чайка (2006 — н. в.)

Юрий Чайка (род. 1951) после окончания Свердловского юридического института был направлен в органы прокуратуры Иркутской области. В конце 1980-х годов работал в Иркутском обкоме КПСС. В 1992-1995 годах занимал должность прокурора Иркутской области. В 1995 году переехал в Москву, где до 1999 года занимал должность первого заместителя генпрокурора Юрия Скуратова, в апреле — августе 1999 года исполнял обязанности генпрокурора. Затем, в 1999-2006 годах возглавлял Министерство юстиции РФ. 23 июня 2006 года постановлением Совета Федерации Юрий Чайка был назначен генеральным прокурором России. В годы его руководства в структуре ведомства произошли существенные изменения: в 2007 году при прокуратуре был образован Следственный комитет (СКП), которому были переданы функции по возбуждению и расследованию уголовных дел. Однако уже в 2011 году, после того как на базе СКП было создано самостоятельное ведомство — Следственный комитет России, прокуратура была лишена права самостоятельно возбуждать уголовные дела и вести по ним предварительное расследование. За ведомством сохранились полномочия по надзору за исполнением законодательства государственными органами и органами местного самоуправления, выдвижению и поддержке обвинения в суде, надзору за работой следователей всех силовых ведомств, координации деятельности правоохранительных органов. Генпрокуратура поддерживала гособвинения по уголовным делам в отношении бывшего министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, экс-губернаторов Кировской и Сахалинской областей Никиты Белых и Александра Хорошавина, бывшего главы Республики Коми Вячеслава Гайзера, полковника Дмитрия Захарченко, по делу о хищениях при строительстве космодрома Восточный и др.

Критика

Компания Hewlett-Packard признала, что давала взятку неназываемым российским чиновникам при заключении контракта на поставки компьютеров по завышенным ценам для Генпрокуратуры в 2000—2003 годах. В расследовании, проводившемся Министерством юстиции США, фигурируют миллионы долларов и евро, выплачивавшихся через подставные офшорные компании, некоторые из которых были напрямую связаны с чиновниками. Средства отмывались через банковские счета в Швейцарии, Латвии и Австрии.

В 2008 году содокладчики ПАСЕ назвали российскую прокуратуру «репрессивным органом» и предлагали её ликвидировать.

В 2011 году ФСБ России раскрыла в Московской области сеть нелегальных казино, которые «крышевали» высокопоставленные сотрудники прокуратуры и областной полиции. СК России возбудил уголовное дело. Впоследствии так называемое «игорное дело» было фактически развалено из-за того, что Генпрокуратура с самого начала заступалась за его фигурантов.

Управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах неоднократно подвергались критике, так, по сообщениям граждан, в кабинетах этих структур сложно застать сотрудников, поэтому решения субъектов россияне предпочитают обжаловать сразу через Генеральную прокуратуру РФ.

Кто такой генеральный прокурор?

Генеральный прокурор – должностное лицо, представляющее высший орган в системе прокуратуры России. Его главная задача – выполнение руководящей функции в системе Генеральной Прокуратуры РФ и всей Прокуратуры в целом. При назначении на должность, кандидату присваивается титул советника юстиции.

Каковы полномочия?

Согласно ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре РФ», он наделен следующими полномочиями:

  1. Руководит всей прокурорской системой РФ, в частности, издает обязательные для исполнения нормативные акты, которые регулируют организацию и процедуру социального и материального обеспечения работников этой сферы;
  2. Устанавливает штат и структуру Генеральной прокуратуры, руководит кадровой политикой подчиненных органов и организаций;
  3. Руководит кадровой политикой, касающейся ректоров и другие высших руководителей образовательных учреждений, относящихся к прокурорской системе;
  4. Исполняет иные задачи, указанные в ФЗ № 2202-1.

Права и обязанности генпрокурора

Должностное лицо обладает следующими правами:

  • осуществлять руководство всей системы Прокуратуры;
  • реорганизовывать, формировать и ликвидировать отдельные органы и отделы внутри структуры. Определять их задачи, права и юридический статус;
  • передавать отдельные функции прокуратуры в ведомство военной прокуратуры, при условии невозможности выполнения первой своих задач;
  • формировать штат Генпрокуратуры, регулировать общее число сотрудников, наделять их полномочиями;
  • назначать и отстранять от должности всех нижестоящих лиц, подчиняющихся ему;
  • формировать состав коллегии Генпрокуратуры и включать в нее новых сотрудников;
  • утверждать режим приема посетителей и график проверок подразделений;
  • представлять Генпрокуратуру на заседаниях коллегии координационного совета руководителей правоохранительных органов;
  • устанавливать новый порядок принятия Присяги при вступлении в должность;
  • руководить аттестацией работников, в том числе определять сроки и порядок ее проведения;
  • руководить кадровой политикой Прокуратуры, присваивать новые чины;
  • выносить решение о наложении дисциплинарного взыскания на провинившегося сотрудника;
  • менять внешний вид удостоверения сотрудников Прокуратуры;
  • подавать представление о снятии неприкосновенности с государственных служащих;
  • участвовать в заседаниях органов исполнительной власти и организаций (в том числе, некоммерческих);
  • принимать участие в совещания ВС, Пленума Высшего Арбитражного Суда, палат ФС;
  • издавать нормативные акты, согласно полномочиям;
  • вносить изменения в нормативные акты и решения, касающиеся нарушения действующего законодательства;
  • приостанавливать действие вынесенного приговора о смертной казни.

В ФЗ «О прокуратуре» закреплены обязанности генерального прокурора:

  1. Ежегодно предоставлять Президенту и ФС РФ доклад о состоянии дел, касающихся законности и порядка в стране;
  2. Осуществлять задачи, входящие в прокурорский надзор;
  3. Выполнять иные обязательства, указанные в законе.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector