Функции судьи в судебном процессе

Военные суды РФ: понятие и место в судебной системе.

Военные суды в РФ — совокупность судов единой судебной системы РФ, в компетенцию которых входит рассмотрение дел, связанных с деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, а также иных органах, где предусмотренная воинская служба.

Военные суды в РФ входят в систему судов общей юрисдикции РФ и выполняют те же задачи, с поправкой на свою компетенцию.

Регулирование деятельности Военных судов в РФ осуществляется правовыми нормами ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

2. Порядок образование и система военных судов РФ.

Статьей 1 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», установлен следующий порядок образования военных судов на территории Российской Федерации:

— Создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также иных формирований связанных с прохождением воинской службы.

Система военных судов в РФ:

— Военная коллегия Верховного Суда РФ.

— окружные и флотские военные суды.

— гарнизонные военные суды.

Состав Военной коллегии Верховного суда РФ:

— Заместитель председателя ВС РФ

3. Компетенция военных судов РФ.

Компетенция военных судов РФ в соответствии со статьей 7 ФКЗ «О военных судах»:

— Деятельность по рассмотрению дел по протестам на решения, приговоры, определения и постановления

Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам 1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее — Военная коллегия) и военных судов, вступившие в силу. 2. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу. 3. Военная коллегия рассматривает в первой инстанции: 1) дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; 2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого. 4. Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу. 5. Военная коллегия рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу. 6. Военная коллегия рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

15. состав и полномочия верховного суда

Профессиональные требования

Профессиональные требования – это не только такие требования, как, например, образование, опыт работы или возраст. Это обязанности судьи, которые он должен выполнять независимо от того, в какой инстанции он председательствует.

  • Судья обязан подтверждать, что у него все в порядке с психическим и физическим здоровьем. Он не употребляет наркотические вещества. Не болеет алкоголизмом.
  • Он должен показывать свои доходы и расходы, а также доходы и расходы своей семьи. Для этого они сдают ежегодно декларации о доходах и расходах.
  • Любые подарки от третьих лиц он не имеет права принимать. А если по каким-то причинам он не может отказаться от подарка, то он обязан его сдать в специальное отделение. Потом он может выкупить его.
  • Заниматься только судебной деятельностью. Работа в суде – это тяжелый труд, требующий постоянного самосовершенствования. Приходится разбирать сложные, подчас запутанные дела. При этом судить он обязан в соответствии с последними нововведениями в российском законодательстве. А это значит, что он должен обладать не только богатым жизненным опытом, но и постоянно учиться.
  • Судья должен быть независим. Он не должен чувствовать на себе давление со стороны других лиц при принятии и вынесении решения в суде. В своих решениях они должны руководствоваться исключительно законом, совестью и на основании исследований представленных доказательств.

Судья может заниматься преподавательской деятельность, писать книги статьи, лекции. Однако он не имеет права использовать для такой деятельности рабочее время или проводить занятия в ущерб своей профессиональной деятельности.

Функции суда в государстве

Дополнительно учёные-правоведы выделяют следующие функции суда:

  1. Контрольная.Включает проверку законности действий дознавателя, следователя, прокурора и других лиц из правоохранительных органов. Также к судебному контролю относится рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб на решения нижестоящих инстанций, анализ качества доказательств.
  2. Корректирующая.Охватывает рассмотрение вопросов, касающихся исполнения решения. Например, судья может его отсрочить или освободить осуждённого от отбывания наказания.
  3. Организационная.Предполагает выполнение судьёй полномочий по руководству судебным заседанием. Например, разъяснение процессуальных прав и обязанностей участников, определение последовательности выступлений.

Также в ряде источников можно встретить упоминания и о других функциях: правоохранительной, правоприменительной, регулятивной, компенсационной, восстановительной, превентивной, толкования права.

Основные споры учёных сводятся к тому, считать ли такие направления деятельности самостоятельными или относить к правосудию.

Признаки судебной власти

Функции судебной власти невозможно рассматривать без анализа характерных моментов данной категории. Если мы говорим о признаках, то именно они позволяют разобраться в специфике этой сферы регулирования. При этом ключевые особенности судебной власти закреплены в основном законе — Конституции Российской Федерации. Согласно её положениям, судебная ветвь характеризуется следующими признаками, а именно:

  • полной независимостью от влияния иных форм власти;
  • возможностью применения различного законодательства для решения правовых споров;
  • единством системы соответствующих государственных органов;
  • подчиненностью всех судей централизованной нормативной базе;
  • наличием финансовой поддержки со стороны государства.

Одним из важных принципов является тот факт, что весь спектр полномочий принадлежит исключительно судам. То есть реализовать задачи ветви могут только эти органы и никакие более.

Суд как орган судебной власти

Неотъемлемое свойство судебной власти зак­лючается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам — судам. Эти государствен­ные органы во многом отличаются от других государственных орга­нов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.

Отличие выражается не только в специфике судебных полномо­чий, но и в построении судов, прежде всего — в порядке формирования судейского корпуса, который в конечном счете вершит то, что называется судебной вла­стью.

Специфика суда как органа судебной власти:

1) суды всех видов и уровней формируются с соблюде­нием специально установленной законом процедуры;

В настоящее время суды всех видов и уровней формируются с соблюде­нием специально установленной законом процедуры. В идеале, её реализация призвана в первую очередь обеспечить, чтобы судейские должности занимали люди, способные профессионально грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно рассматривать и разре­шать по существу отнесенные к их ведению дела.

Достижению дан­ной цели должна содействовать, в частности, система особых защит­ных средств, гарантирующих от проникновения в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно дающая возмож­ность своевременно и обоснованно “очищать” этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался не способным достойно нести звание судьи.

2) независимость судов при осуществлении основных функций (пра­восудия либо конституционного контроля);

Существенным моментом, характеризующим органы судебной вла­сти, является также обеспечение их независимости при осуществлении основных функций.

При­нятие ими решений по конкретным делам должно быть ограждено от посторон­него влияния, как внешнего, так и внутреннего (со стороны исполнительной власти или вышесто­ящих судебных инстанций).

Однако при всем различии  органы государственной власти должны взаи­модействовать, дополнять, уравновешивать друг друга в достиже­нии общих целей.

Суды, используя предоставленные им полномочия, могут влиять на содержание деятельности законодательных (представительных) и ис­полнительных органов. Они вправе, скажем, признать закон неконсти­туционным, а решение исполнительного органа — незаконным. С дру­гой стороны, реализация судебных решений в наши дни стала практи­чески почти полностью зависеть от исполнительных органов, прежде всего Министерства юстиции РФ и подчиненных ему органов и уч­реждений.

3) особый порядок (про­цедура) деятельности.

Специфика суда как органа судебной власти (или судебного органа власти) состоит также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (про­цедура). Этот порядок основан на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рас­смотрении им подведомственных дел и вопросов. Основная его цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Он ос­нован на гласности, а иногда — коллегиальности, обеспечении права на защиту и обжалование судебных решений, возможности участия представителей народа (в случаях, предусмотренных законом) в вы­несении решений, равноправии сторон, участвующих в разбиратель­стве дел, и на ряде других исходных (принципиальных) положений.

Установленные для законодательных и исполнительных органов про­цедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных орга­нах правила принятия решений и т. д.) не обладают той тщательнос­тью и всесторонностью, которая характерна для порядка рассмотре­ния и разрешения дел в судах.

Процедуры осуществления судебной власти (виды судопроизводства):

  • конституционное судопроизводство;
  • гражданское судопроизводство;
  • арбитражное судопроизводство;
  • уголовное судопроизводство;
  • административное судопроизводство.

Каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Кон­ституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.

Территориальная подсудность

Судебная практика выстраивается таким образом, чтобы в процессе исполнения отвечала существующим федеральным законам. Это помогает правильно распределять дела.

Понятие территориальной подсудности имеет важное значение в ротации дел. Предполагается, что государство условно разделяется на определенные зоны

В каждой из них есть судебный орган, полномочия которого охватывают улицы, дома и, соответственно, жителей этой территории. Таким образом, все правонарушения, происходящие в пределах данной местности, будут рассмотрены именно действующим здесь судом.

Территориальная подсудность помогает регулировать деятельность и полномочия судов общей юрисдикции. Необходимо понимать, что каждый орган судебной власти имеет свои задачи, функции и полномочия. Естественно, что общая идея и смысл у них идентичны

Отличия заключаются лишь в масштабах поставленных перед ними целей: важно видеть разницу, например, между Верховным судом и обычным районным. На рассмотрения в такие суды вносятся дела разного уровня

Полномочия, права и обязанности, которыми обладает секретарь судебного заседания

Несмотря на то, что фактически секретарь судебного заседания не занимается разрешением дела, он может повлиять на объективность, так как отражает в протоколе заседания ход арбитражного процесса. Составляя протокол заседания, секретарь, так или иначе, излагает свое видение процесса. Именно по этой причине в качестве секретаря должно выступать незаинтересованное лицо – это является основным требованием для участия секретаря в рассматриваемом процессе. При выявлении до судебного разбирательства или в его ходе обстоятельств, которые могут указывать на заинтересованность данного участника процесса в исходе дела, ему должен быть заявлен отвод. Сам секретарь также имеет право заявить самоотвод.

Согласно данному нормативному акту секретарь судебного заседания обязан осуществлять следующие функции:

  • проверять явку в зал заседания всех лиц, принимающих участие в деле, после чего доложить об этом судье;
  • максимально полно и грамотно изложить в протоколе судебного заседания все действия и принятые решения суда, действия, совершенные каждым отдельным участником процесса;
  • в установленные на уровне законодательства сроки изготовить протокол заседания, подписать его вместе с председательствующим судьей.

Если между председательствующим судьей и секретарем возникли разногласия по поводу содержания протокола, последний имеет право приложить к составленному им протоколу свои замечания, которые впоследствии будут рассмотрены составом суда. Арбитражный процессуальный кодекс РФ отдельно выделяет перечень лиц, которые не могут осуществлять деятельность в качестве секретарей судебного заседания. К ним относятся:

  • лица, которые прямо или косвенно заинтересованы в исходе рассматриваемого дела;
  • лица, принимавшие участие в его рассмотрении, вне зависимости от того, в качестве кого они принимали такое участие. Исключение составляют только случаи, когда в предыдущем рассмотрении данного дела, это лицо принимало в нем участие в качестве секретаря;
  • лица, родственники которых принимают участие в рассмотрении дела.

При выявлении одного из вышеперечисленных обстоятельств секретарь заседания должен заявить о самоотводе. Если секретарь не выполняет такой обязанности, отвод ему может заявить любой из участников рассматриваемого дела.

В отдельных случаях участникам судопроизводства требуется получить копию определения, вынесенного арбитражным судом по результатам судебного разбирательства. Подготовкой такой копии занимается секретарь заседания или помощник судьи. Стоит отметить, что все данные копии обязательно должны быть заверены подписями судьи, секретаря, а также на документе должна стоять печать арбитражного суда. Если копия определения состоит из нескольких листов, секретарь обязательно должен пронумеровать их, прошнуровать и скрепить печатью.

Функции судьи

Тематика: Юридическое образование , юриспруденция , карьера юриста , профессия юрист

Основная функция судьи – осуществление правосудия, судебной власти. Иными словами – судья рассматривает споры между гражданами и/или юридическими лицами, для чего судье предоставлены значительные права и обязанности, перечисленные в процессуальных кодексах и отдельных законах. Например, в Законе о банках и банковской деятельности сказано, что банк предоставляет справки по счетам физических лиц по запросу судов.

На деле же, работа судьи гораздо сложнее и не состоит в слепом следовании нормам закона. Судья обязан ясно чувствовать справедливость, потому что зачастую из-за перегруженности и напряженного рабочего графика ему просто не хватает времени на детальное рассмотрение дела, и справедливость — единственное, что руководит его выбором. Если этого чувства у судьи нет, то он рискует вынести незаконное решение, а это, в свою очередь, серьезное нарушение.

В процессуальных кодексах не зря сказано, что судья оценивает доказательства по своему убеждению. Это убеждение хорошо иллюстрирует нравственную составляющую работы судьи. Законодатель как бы дает судье полномочия обратиться не к букве к закона об относимости и допустимости доказательств, а к своему убеждению, к духу закона, к «истинному» пониманию вопроса, который может быть гораздо мудреней той сухой формулы, что заложена в законе. Законодатель как бы позволяет отойти от нормы писанного права, к норме естественного права, с которой, собственно, и началась профессия юриста.

Русский правовоед А.М

Гуляев же обращает внимание на следующий аспект этого «убеждения»:. Судья, юрист, государственный и общественный деятельно А.Ф

Кони пишет на этот счет:

Судья, юрист, государственный и общественный деятельно А.Ф. Кони пишет на этот счет:

Другой известный адвокат С.А. Андреевский отмечал:

Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста». Подробнее об авторе можно узнать здесь.

Полномочия и функции ВС РФ

Понятие «Верховный суд»Законодатель нашей страны указывает на наличие трех инстанций власти, включая законодательную, судебную и исполнительную. Понятие «Верховный суд» сразу же определяет значимость и…

Подсудность Верховного суда РФФедеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ определяется не только структура Верховного судебного органа страны, но и указывается подсудность….

Госпошлина в Верховном суде РФЗаконодатель определяет, что государственная пошлина при обращении в Верховный суд оплачивается в обязательном порядке. Тем не менее, формируется ряд категорий граждан, которые…

Вакансии Верховного судаВ случае возникновения вакансий Верховного суда, все данные о вакансии указываются в специализированном вестнике, а также отражаются в специализированном разделе сайта суда….

Особенности

  • Государственный характер деятельности.
  • Судом затрагиваются права граждан и их интересы, поэтому судья должен полностью соответствовать нормам морали, быть принципиален и объективен.
  • В этой профессии крайне важна независимость и подчинение исключительно закону.
  • Судья несет полную ответственность за принимаемые решения.
  • Судьи проводят открытые заседания, поэтому их объективность, независимость и правильность принятых решений контролируется общественностью.

Кандидат на эту должность обязан соответствовать ряду требований:

  • Возраст кандидата — от 30 лет.
  • Опыт работы в юриспруденции — 5-7 лет.
  • Сдача сложного экзамена.
  • Получение большинства голосов комиссии.

Помощник судьи. Его правовой статус и возложенные на него функции

Арбитражный процессуальный кодекс РФ, равно как и все принятые на его основании федеральные законы, рассматривают помощника судьи в качестве лица, которое принимает непосредственное участие в процессе. Соответственно, данные лица имеют определенный правовой статус и специальные функции. В соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, касающихся регулирования процесса судопроизводства, все специфические обязанности, направленные на ведение протокола судебного заседания и совершения определенных действий могут осуществляться судьей вплоть до того момента, как будет назначен помощник судьи.

Выделяется еще ряд функций, которые могут быть возложены на помощника судьи:

  • по поручению судьи он может принимать участие в подготовке дела к предстоящему судебному разбирательству;
  • в функции помощника судьи входит помощь судье в организации процесса, его планировании, планировании предстоящего собеседования, предварительного заседания;
  • информирует судью о наличии определенных доказательств;
  • извещает судью о наличии заявлений и ходатайств, поданных лицами, принимающими участие в судопроизводстве по рассматриваемому делу;
  • информирует всех лиц, принимающих участие в деле, их законных представителей о реквизитах арбитражного суда, в котором будет проходить рассмотрение дела, об информационных ресурсах, где можно будет почерпнуть всю необходимую информацию.

Отдельно стоит отметить тот факт, что в соответствии с нормами, содержащимися в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, помощник судьи не имеет права осуществлять выполнение функций:

  • направленных на осуществление правосудия;
  • направленных на совершение определенных действий, которое влекут за собой изменение прав и обязанностей лиц, принимающих участие в рассмотрении дела и прочих участников судопроизводства.

Несмотря на то, что помощник судьи не может оказать своими действиями никакого влияния на исход дела, равно как и на материально-правовые отношения между сторонами, ему также может быть заявлен отвод. Отвод может быть заявлен в случаях, когда у одного из участников арбитражного процесса появится доказательство того, что помощник судьи заинтересован в результатах рассмотрения дела. Помощник судьи, также как непосредственно сам судья и секретарь заседания, имеет право заявить самоотвод.

Каким образом строится карьера

Карьерный рост судей – один из самых долгих. Что не отменяет привлекательности профессии, поскольку на разных ступенях становления юрист занимается важным делом. Но знать, какие этапы предстоит пройти людям, мечтающим занять судейское кресло, нужно.

  • Работник судебной инстанции. По окончании вуза специалист обязательно должен накопить определенный стаж. Логично нарабатывать опыт там же, в суде. Здесь можно устроиться секретарем судебного заседания, делопроизводителем, помощником судьи (обычно эта должность идет вторым пунктом через 1–2 года работы секретарем).
  • Мировой судья – юрист, который разбирает гражданские дела, мелкие уголовные проступки (с максимальным сроком наказания до трех лет).
  • Специалист по решению региональных споров.
  • Юридическая профессия судьи Федерального суда начинается после наработки стажа в статусе мирового или регионального судьи. Такой специалист занимается делами, не входящими в ведение Мирового, Верховного, Военного судов.
  • Арбитражный суд – высший пилотаж, желанная точка «карьерного взлета» любого юриста. Площадка для перехода в Верховный, Конституционный суд, одна из самых престижных судейских должностей.

Хотя сотрудник Арбитражного суда относится к среднему звену судебной системы, к нему выдвигаются очень высокие требования.

Функции судебной власти – понятие

Каждый существующий на сегодняшний день орган производит свою деятельность с определенной целью. То есть конкретные ведомства создаются для реализации определенных задач. При этом в процессе своей работы они осуществляют те или иные функции. Но что собой представляют функции судебной власти в РФ? Следует отметить, что в научной среде существует несколько основных подходов к рассмотрению этой категории. Изначально функции судебной власти рассматривались, как совокупные системы определенных полномочий, которые выделяли ветвь среди других форм управления. Однако, с течением времени стало понятно, что значение категории является куда более широким. На основе этого сформировалась иная точка зрения. Её приверженцы утверждают, что функции судебной власти в РФ – это направления непосредственной деятельности ветви управления, в рамках которых реализуются отдельные задачи и применяются методы правового регулирования. На сегодняшний день такая трактовка имеет основное значение. Она также помогает разграничить основные направления разных ветвей управления. К примеру, функции законодательной и судебной власти имеют похожую структуру, однако их содержание не является идентичным.

Суд — это.

Первые, собственно, и выступают воплощением судебной власти. Они рассматривают дела на основе внутреннего убеждения и руководствуются действующим законодательством. Решения судей обязательны для исполнения и обеспечиваются силой государственного принуждения.

То есть, никто из чиновников или депутатов не вправе указывать судье, какое решение принимать. У каждой ветви власти есть свои системы органов и финансирование.

Вот примеры лиц, которые входят в аппарат:

  1. секретари судебных заседаний – ведут протоколы, направляют повестки, знакомят участников процесса с материалами дела;
  2. специалисты управлений и отделов, советники – отвечают на обращения граждан, ведут статистику рассмотрения дел, дают консультации, участвуют в совещаниях по улучшению работы судебной системы;
  3. помощник председателя – готовит проекты документов, распределяет дела на судей;
  4. работники канцелярии и архива – принимают и направляют судебную корреспонденцию, обеспечивают сохранность дел.

Эффективная работа суда – результат совместных усилий всех звеньев. Как и ошибки в рассмотрении дел нельзя списывать на отдельную личность.

Это приводит к поверхностному рассмотрению споров, упущению деталей. Согласно опросу Института проблем правоприменения 2018 года, более ¾ судей постоянно задерживаются на работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector