Административный иск на действия должностного лица

Правовой аспект вопроса

Применяется два способа обжалования действий: судебный и административный

Обращение в органы власти не всегда приводит к нужным результатам. И заинтересованные лица вынуждены достигать своей цели, обжалуя незаконные, по их мнению, решения или действия.

Кому и как писать жалобу, определяется нормативными актами, регламентирующими деятельность конкретного чиновника или органа. Как правило, это закон или административный регламент, дополняющий его положения. Например, подобным образом построена система управления регистрацией прав на недвижимость, включающая положение об апелляционных комиссиях при Росреестре. В законе об исполнительном производстве нормы, описывающие порядок обжалования, объединены в одном нормативном акте.

Существует два способа обжалования:

  • административный порядок;
  • судебный порядок.

Первый вариант предполагает написание жалобы и её направление в адрес вышестоящего юридического лица или органа власти. Он предусмотрен законом об организации оказания государственных и муниципальных услуг, аналогичный документ существует и на региональном уровне в отношении услуг, действий или решений местных чиновников. Они описывают этапы подачи жалоб вплоть до губернатора. Что касается требований к жалобе, нельзя не забывать о законе «Об обращениях граждан».

Сроки обжалования действий должностных лиц

Закон и нормативные акты органов исполнительной власти регулируют этот вопрос по-разному. В ФНС предусматривается право подать жалобу в течение года в межрегиональную или региональную инспекцию, затем тот же срок дается на подачу апелляции на незаконный, по мнению жалобщика, ответ. Если решение налогового органа касается третьих лиц, им дается 3 месяца.

В исполнительном производстве участникам дается 10 дней после того, как им стало известно о действиях пристава (срок отсчитывается с момента получения документов).

Если по уважительным причинам срок подачи заявления пропущен, автор вправе просить о его восстановлении. Обычно задержка связана с действиями чиновников, запоздало отправляющих бумаги.

Некоторые ситуации не требуют от граждан соблюдения срока обжалования, их могут и не установить вовсе. Однако правила могут содержаться в процессуальных кодексах. Так, КАС дает 3 месяца на направление иска в суд с момента, как стало известно о нарушении. По некоторым делам на подачу заявления дается 10 суток.

Виды по виновнику

Ответственность за жизнь других людей и материальные блага значимые для государства и общества возлагается на людей, наделенных определенными властными полномочиями и получающих компенсацию за свою повышенную ответственность в виде доплаты к заработной плате, более ранней пенсии, дополнительных выплат и вознаграждений. Тем самым человек, занимая определенную должность, осведомлен о том, что его действия и бездействие могут стать источником неблагоприятных последствий, в том числе смерти и разрушений, а значит исполнение обязанностей должно быть ответственным, чтобы его ни в чем нельзя было упрекнуть.

В зависимости от сферы деятельности, можно выполнить классификацию халатности по виновнику, представленную ниже.

И начнем мы с халатности сотрудников полиции, судебная практика по которой весьма обширна.

Сотрудников полиции

Полицейские, находясь на страже интересов общества и отдельных граждан не имеют право на пренебрежение своими обязанностями, которое в большинстве случаев заканчивается трагично, в частности:

не принятие мер к лицу, допускающему бытовое насилие в отношение жены и детей, зачатую приводит к смерти последних;
не привлечение к уголовной ответственности при словесной или письменной угрозе жизни, не редко заканчивается трагически;
не выполнение проверки машины при ДТП или рейде на предмет угона, или не выполнение досмотра, позволяет уйти от ответственности угонщикам или похитителям;
игнорирование сообщений о наблюдении за квартирой и/или попытках взлома, приводит к краже и значительному ущербу частного лица.

Далее мы поговорим о том, что это такое, халатность социальных сотрудников (работников), которая не менее распространена, чем халатность врачей и сотрудников полиции.

Социального работника

Различные социальные фонды и службы, создаются государством для защиты прав определённых категорий граждан, которые в силу возраста или физического благосостояния не могут позаботиться о себе самостоятельно или ограничены в возможностях. Действия, предписанные социальным работникам важны для тех, чьи интересы они призваны защищать и пренебрежение ими может вызвать смерть по естественным причинам или по вине третьих лиц, примерами подобного развития событий могут служить:

смерть детей из-за побоев, нанесенных родными или приемными родителями, а также в силу плохого питания или болезней;
смерть престарелых граждан или инвалидов, по причине отсутствия медицинской помощи, голода или по злому умыслу наследников;
смертельные исходы при ненадлежащем исполнении обязанностей работников домов престарелых, инвалидов и детдомов, выражающемся в жестоком обращении или некачественном питании содержащихся лиц.

Последствия халатности руководителей и топ-менеджеров крупных промышленных предприятий, относящихся к опасным производственным объектам, не редко приводит к авариям, пожарам и взрывам, в которых не только разрушается многомиллионное оборудование и здания, но и страдают работники производств, а также спасатели и пожарные.

Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, также зачастую формально подходят к проводимым проверкам, что приводит к ослаблению дисциплины руководителей поднадзорных организации и пренебрежению вопросами безопасности и выполнения своих обязанностей.

Ответственность должностных лиц (действия, бездействия)

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В главе 30 действующего Уголовного кодекса сформу-лированы все общие составы должностных преступлений: • «Злоупотребление должностными полномочиями», статья 285; • «Превышение должностных полномочий», статья 286; • «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации», статья 287; • «Присвоение полномочий должностного лица», статья 288; • «Незаконное участие в предпринимательской деятельности», статья 289; • «Получение взятки», статья 290; • «Дача взятки», статья 291; • «Служебный подлог», статья 292; • «Халатность», статья 293.

Когда организация не платит налоги, она несет налоговую ответственность в виде штрафа. Однако руководителя и главного бухгалтера виновной организации тоже могут привлечь к ответственности — уголовной.

Должностные лица организации могут оказаться на скамье подсудимых за незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ) и легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем (ст. 174 УК РФ). Причем эти дела также будет расследовать налоговая полиция (ст. 126 УПК РСФСР). Незаконным получением кредита признается получение руководителем организации кредита или льготных условий кредитования путем предоставления кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии организации. Такое получение кредита уголовно наказуемо только если оно причинило крупный ущерб кредитору. И к уголовной ответственности за это преступление может быть привлечен только руководитель организации.

www.rusadvokat.ru

Составление жалобы

Любая жалоба должна содержать список необходимых для ее рассмотрения пунктов

Ниже представлены схемы составления документов, применимые к большинству случаев обращения для рассмотрения претензий.

Жалоба должна включать:

  1. Наименование органа, в который она направляется.
  2. ФИО должностного лица или реквизиты органа, учреждения, чьи действия обжалованы.
  3. ФИО автора жалобы, место его проживания, контактные данные (электронная почта и номер телефона).
  4. Доводы заявителя о незаконности и необоснованности действий или бездеятельности чиновника.
  5. Перечень копий приложенных документов.
  6. Дата подачи и подпись.
  7. Копия доверенности представителя.

Прилагать документы необязательно, но их наличие ускорит процедуру и увеличит шансы на положительное решение. Чиновники, видя решительный настрой и обоснованную позицию, склонны соглашаться с доводами людей.

Судебный иск должен содержать:

  1. Название суда.
  2. ФИО истца, место проживания, контакты.
  3. ФИО должностного лица, чье решение обжалуется.
  4. Изложение обстоятельств.
  5. Ссылки на законодательство.
  6. Реквизиты решения органа власти или должностного лица (например, постановления пристава исполнителя).
  7. Требования к суду (суд не выходит за их рамки за редким исключением, и их корректная формулировка — забота заявителя).
  8. Перечень приложенных документов.
  9. Подпись и дата подачи.

В гражданских и административных делах комплект копий прилагается по числу участников дела.

Иск оплачивается государственной пошлиной. Её размер определяется ценой предмета спора и статусом заявителя (граждане платят меньше, чем юридические лица).

Порядок и срок подачи жалобы

Законодательство предлагает несколько способов направления жалобы:

  • личная передача или через представителя;
  • по почте;
  • отправление через электронные сервисы.

Бумаги передаются в канцелярию. На копии ставят отметку о принятии. Также документы принимают в МФЦ (они выступают в роли «единого окна»).

Услуги почты эффективны при условии отправления бумаг с описью и уведомлением. Они дадут гарантию, что жалобу «не потеряют».

Электронная форма взаимодействия доступна обладателям электронно-цифровых подписей. Так предлагают подавать иски в суды. Отправлять заявления без ЭЦП запрещено, за исключением обращений в прокуратуру и ряд других ведомств. Например, Президенту или в полицию.

Срок обжалования зависит от случая. Например, жалоба на пристава подается не позже, чем через 10 дней после нарушения им прав заинтересованного лица. Правила о сроках могут одновременно содержаться в профильных и процессуальных законах (для различных категорий дел они устанавливаются индивидуально). В первую очередь учитываются положения процессуального кодекса.

Общий срок по КАС – 3 месяца, если дело рассматривают согласно ГПК – 3 года (возможны и меньшие сроки).

Сроки рассмотрения

Срок рассмотрения официального обращения составляет 15 дней и больше

Длительность разбирательства устанавливается актами, регулирующими деятельность конкретного органа, и ниже перечисленные варианты не являются исчерпывающими:

  • прокуратура должна укладываться не более чем в 15 дней, имея право на продление;
  • вышестоящий орган или лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, имеют 15 дней на разрешение вопроса;
  • суду дается не больше 1 или 2 месяцев в зависимости от категории дела.

Прокуратура и суд нередко сроки не соблюдают по причине чрезмерной загруженности. Если же рассмотрение заявления в какой-либо орган все же не урегулировано, применяется общее правило о 30-дневном отрезке времени.

Существует сложная система обжалования решений и действий должностных лиц. Нужно знать, что в начале обращаются к руководителю, в вышестоящий орган или в суд.

Прокуратура берется за рассмотрение после прохождение других компетентных инстанций. Если законом предусматривается обязательная подача жалобы или претензии в досудебном порядке, без прохождения этого этапа, жалобу не примут. Закон может ограничить время её подачи, если его упустить, то её по существу никто рассматривать жалобу не будет.

Видео-инструкция о том, как правильно обжаловать действия государственных служащих:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Обращение в прокуратуру

Прокуроры непосредственно контролируют деятельность полиции, и вопросами уголовной ответственности их полномочия не ограничиваются. Она обеспечивает должный уровень работы других органов.

В прокуратуру обращаются, если ранее уже были жалобы или заявления в уполномоченные структуры.

Так что для начала нужен хотя бы один отрицательный ответ или доказательства уклонения от рассмотрения заявления. Например, граждане обратились в трудовую инспекцию, но там их просьбу фактически проигнорировали.

Как обратиться в прокуратуру через интернет:

Служебный подлог

Ввиду наличия схожих характеристик преступлений, в тексте уголовного кодекса последовательно размещены ст.292 «Служебный подлог» и ст.293 «Халатность», характеризующиеся:

нанесением ущерба государственной службе или власти;
ответственностью должностного лица за совершенное деяние;
несоблюдением предписанных и вмененных обязанностей.

Примером различных решений при одинаковых признаках совершенного деяния может служить некорректное внесение данных в финансовые документы организации, по которым должен быть произведен платеж или снятие наличных средств без проверки по соответствующей базе, реестру или уточнения иным способом. В результате организация несет ущерб в натуральном выражении, а виновник будет наказан по одной из статей (292 или 293) при установлении следующих обстоятельств:

если данные были внесены намеренно, сотрудник знал об их недостоверности и последствиях своего поступка и имел денежный интерес, то был выполнен служебный подлог;
при проступке по невнимательности, из-за усталости или некомпетентности, когда данные были искажены случайно, без какого-либо умысла, можно говорить о халатности.

Далее мы расскажем о том, какова ответственность за халатность должностного лица.

Разновидности бездействия

Преступное бездействие может быть выражено:

в воздержании от совершения общественно полезного действия, например — уклонение от воинской обязанности или от уплаты алиментов и другое;
в несовершении определенных действий, направленных на предотвращение ущерба уже существующему благу, например — неисполнение обязанностей по охране имущества или по оказанию помощи лицам, находящимся в опасной ситуации и другое.

Бездействие лица может представлять собой, как пассивное поведение – воздержание от какого-то конкретного действия, так и сопровождаться какими-то активными действиями, связанными с уклонением от выполнения обязанностей, например, переезд в другой город или уклонение от воинской обязанности.

Кроме того, бездействие может быть разовым – одномоментным, или длящимся – длительное уклонение от выполнения обязанностей. При этом, если лицо уклоняется от выполнения обязанностей длительное время, преступное бездействие охватывает весь период. Добровольное выполнение обязанности в этом случае может повлечь освобождение от уголовной ответственности, а некоторых случаях даже меры поощрительного характера, в том числе денежных выплат.

Образец жалобы в прокуратуру на неправомерные действия должностного лица

Нормативно установленных требований к обращению нет, в его составлении необходимо придерживаться общих правил документооборота.

1. В шапке документа обозначается наименование и адрес прокуратуры того района, где зарегистрирован субъект обжалования.

https://www.youtube.com/watch?v=channelUC-PUQa6ldvBzJUuSZTHh8WAfeatured

Далее, пишется ФИО, адрес для корреспонденции и телефон заявителя. Анонимные обращения рассмотрению не подлежат.

2. Описательная часть документа состоит из нескольких блоков:

  • какие обстоятельства привели к нарушению права;
  • нарушенные нормы закона;
  • требования заявителя, при этом недопустимы пространные формулировки и фразы, оскорбляющие честь и достоинство;
  • подпись и дата составления документа.

3. В заключение ставятся дата, фамилия и подпись заявителя.Неверное составление документа, без ссылки на нормы закона, не освобождает прокуратуру от необходимости реагирования.

Кроме того, всегда можно направить заявление почтой с обратным уведомлением о вручении, что поможет отследить движение документа. Направление заявления в центральные органы исполнительной власти, как правило, ведет к затягиванию процесса поскольку:

  • запрашиваются материалы для объективного рассмотрения;
  • документы могут быть направлены в нижестоящий орган по подведомственности.

Лишняя информация и объемные, эмоциональные тексты неприемлемы.

Если некачественно оказанные услуги привели к необратимым для здоровья последствиям, гражданин имеет право обратиться с требованием о привлечении медицинского работника к ответственности.

Если действия сотрудников привели к летальному исходу, обращаться с сообщением о совершенном преступлении могут близкие родственники. Жалоба гражданина в соответствующий орган может послужить поводом для разбирательства с последующим привлечением виновного к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Для защиты интересов в области охраны здоровья эффективным является обращение в вышестоящие инстанции. Система здравоохранения построена по принципу пирамиды, во главе которой стоит Министерство, далее:

  • центральные органы;
  • районные, областные, городские отделы здравоохранения;
  • заведующие отделениями.

https://www.youtube.com/watch?v=user0283oksana

Жалоба, кроме общих требований к документу, должна содержать детальное описание действий врача, без преждевременных выводов о его вине. К ней прилагаются копии документов, выписки, направления, рецепты.

Когда субъект властных полномочий не выполняет обязанности, возложенные на него в силу закона, локальных нормативных актов и должностной инструкции имеет место бездействие.

1. Имеет властный, организационно–распорядительный, административно–хозяйственный характер исполнения обязанностей, в форме издания распоряжений в отношения иных лиц, что влечет для них юридически значимые последствия.2. Функциями он наделен в силу закона или нормативно – правового акта.3. Служба в органах:

  • государственной власти;
  • местного самоуправления;
  • государственных и муниципальных организациях;
  • Вооруженных Силах РФ.

Перечень не является исчерпывающим и может быть расширен специализированным законами.

Особенностью оспаривания бездействия чиновников есть указание в просительной части петиции, какие мероприятия он обязан совершить для восстановления нарушенного права.

Закон «О военных судах РФ» предусматривает следующие их виды:

  • Верховный Суд, через Военную коллегию Верховного Суда;
  • окружные (флотские) военные;
  • гарнизонные военные.

Выбор подсудности зависит от содержания правоотношений между сторонами и регулируется процессуальным законодательством. Требования к судебному документу про оспаривание действий военнослужащих:

  • наличие подписи заявителя;
  • приложение документов, подтверждающих оплату пошлины;
  • число копий иска и приложений должно соответствовать количеству субъектов обжалования;
  • точное наименование и адрес сторон.

Госпошлина при обжаловании

Приступать к обжалованию можно только при нарушении законных интересов граждан или организаций.

К таким обстоятельствам можно отнести:

  • нарушение сроков рассмотрения обращений (например, стандартный срок для дачи ответа на обращения граждан составляет 30 дней, после чего можно законно подавать жалобу);
  • вынесение незаконного акта, постановления или иного процессуального решения (например, можно подать жалобу на решение налоговых органов при проведении налоговой проверки);
  • бездействие, т.е. уклонение от совершения действий, входящих в компетенцию чиновника (например, можно подать жалобу на бездействие пристава, если он не объявит розыск должника по алиментам).

Если нарушение заключается в несоблюдении срока рассмотрения обращений, таких проблем не возникнет. Сложнее оценить факт нарушения, если вы получили на руки акт, решение, постановление или иной процессуальный документ.

При обжаловании нужно учитывать важное правило – доказывать законность своих действий обязан чиновник, на которого поступила жалоба. Следовательно, законодательство устанавливает приоритет защиты интересов граждан

https://www.youtube.com/watch?v=ytdeven-GB

Возможные варианты обжалования зависят от категории должностного лица, характера нарушения.

Вот как можно подать жалобу на действия должностного лица, если нарушены ваши интересы:

  • в порядке подчиненности, т.е. на имя вышестоящего должностного лица или органа (например, при обжаловании решений налоговых органов можно подавать жалобу на имя вышестоящего руководителя);
  • в прокуратуру, так как это ведомство уполномочено рассматривать любые вопросы, связанные с нарушениями закона;
  • через суд (этот способ можно использовать одновременно с подачей жалобы в порядке подчиненности).
Сумма Категория дел
300 руб. Если решение оспаривается физическими лицами
3 000 руб. При обжаловании действий должностных лиц от юридических лиц

Реквизиты для оплаты можно найти на информационном стенде судебного органа, на официальном сайте в сети интернет. При оплате через сторонние организации необходимо проверить правильность указанных реквизитов на сайте и в квитанции. Если платеж перечислят на ошибочный КБК, то госпошлину придется оплатить повторно.

По итогам рассмотрения дела, проигравшая сторона обязана компенсировать понесенные расходы обратившегося. В том числе госорган должен возместить и сумму оплаченной пошлины, если его действия признают незаконными.

Граждане могут обратиться за обжалованием неправомерных действий чиновников. Если будет установлено, что госслужащий допустил нарушение, то суд обяжет ответчика исправить допущенные ошибки и последствия.

Сравнение внесудебного и судебного порядков обжалования

Внесудебный порядок обжалования хорош тем, что у заявителя есть время сосредоточиться и составить жалобу, отправить ее на рассмотрение в удобное для себя время, а после получения ответа проанализировать, не допустил ли сам каких ошибок в предъявлении требований.

В судебном заседании такого количества времени на раздумия не будет. Процесс проходит в быстром темпе, и человек, не знакомый с основами судопроизводства, может просто не успевать понимать, что от него требуется в данный момент времени.

При вопросе судьи он может не понимать в полной мере, что надо ответить и какие негативные последствия для него может повлечь тот или иной ответ. Может так получиться, что пока участник судопроизводства думает, что и как ответить на вопрос, судья уже констатирует молчание, как знак согласия. Поэтому в судебном заседании нужно придерживаться некоторых дополнительных правил, например, наготове держать фразу «Нет», когда не знаешь, что ответить

А еще очень важно в суде формулировать свою позицию без частицы «не», т. к

ее может не услышать секретарь судебного заседания.

Кроме того, судебный порядок обжалования влечет дополнительные и порой существенные расходы на оплату госпошлины, участия адвоката непосредственно в судебном заседании и т. п.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector