Езда на авто без страховки и техосмотра: какой штраф положен за это нарушение и кто может управлять тс без то?

Сроки оплаты штрафа

Согласно тексту кодекса об админправонарушениях сроки оплаты штрафа за нарушение правил дорожного движения составляют 70 дней. Данный термин делится на две части:

  1. 10 дней на обжалование вынесенного судом решения. В этот термин нарушителю полагается обратиться в вышестоящие органы правосудия и предоставить аргументы, достаточные для отмены постановления.
  2. 60 дней на непосредственное погашение долга.

Сроки оплаты квитанции не зависят от того, каким способом было зафиксировано правонарушение: лично инспектором ГИБДД или дорожной камерой. Единственным отличием являются сроки вступления решения в законную силу:

  • в момент передачи квитанции инспектором нарушителю;
  • со дня получения извещения о правонарушении.

Если у водителя нет возможности оплатить штраф в установленные законом сроки, то он имеет право подать ходатайство о послаблении. Для больших сумм имеется специальный льготный режим, позволяющий оформить погашение штрафа в рассрочку.

Влияние техосмотра на ОСАГО

Отсутствие штрафа за отсутствие или просрочку ТО для владельцев личных автомобилей не означает их полную безнаказанность в этом вопросе. Всем, чья машина старше трех лет, не удастся застраховать свою ответственность и получить полис на руках. А отсутствие страховки — полноценное правонарушение, за которое установлен штраф.

Некоторые автовладельцы предпочитают вместо полноценного прохождения ТО просто “купить техосмотр”. Однако это невыгодно сразу по двум причинам:

  • во-первых, проведение полноценного ТО позволит обезопасить и самого владельца;
  • во-вторых, если данный факт станет известен страховой компании, а рано или поздно это случится, то владельца ждут дополнительные неприятности.

Требование прохождения техосмотров и штраф за их отсутствие — это необходимые для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения меры. Освобождаются от них только владельцы новых автомобилей. Всем же прочим придется выполнять требования закона.

Ответственность за непройденный ТО

Наказание за непройденный техосмотр назначается водителям, транспортные средства которых необходимо подвергать ТО через каждые полгода. Ответственность для них предусмотрена в ст. 12.1 ч. 2 КоАП РФ. Согласно этому правовому акту сумма штрафа за отсутствующий или просроченный техосмотр составляет 500-800 рублей. Для собственника ТС, если не он находился за рулем, взыскание не предусмотрено.

ч.2 ст.12.1 КоАП РФ не предполагает ужесточения наказания за повторное совершение нарушения. Сумма взыскания в таком случае остается неизменной.

Не назначается штраф за отсутствие техосмотра водителям категории «В», которые управляют частными легковыми автомобилями, а также грузовыми машинами с разрешенной массой менее 3,5 тонн. Несмотря на это правило, следует вовремя проверять состояние ТС, ведь без действующей диагностической карты невозможно заключить страховой договор (ОСАГО или КАСКО).

За езду без полиса штраф уже предусмотрен. Согласно ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ он составляет 500 руб. (если полис существует, действует, но отсутствует у водителя). Взыскание выше, если документ не оформлен в принципе или просрочен. В этом случае придется заплатить 800 руб. (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ).

Ответственность владельца ТС за непройденный техосмотр предусмотрена тогда, когда его машина используется для коммерческих перевозок и, несмотря на отсутствие необходимого документа, выпущена на линию. Штраф в этом случае составляет 50 тыс. рублей (ст. 12.31 КоАП РФ). Он распространяется как на юрлиц, так и на индивидуальных предпринимателей.

Наказание за неимение и просрочку диагностической карты может назначить только инспектор ГИБДД. Камеры ФВФ не способны определить и зафиксировать отсутствие техосмотра.

Кому и когда по закону положено проходить техосмотр?

В ст. 15 № 170-ФЗ “О техническом осмотре…” говорится, что для юридических и физических лиц частота проведения ТО легковых, а также грузовых автомобилей (до 3,5 т), находящихся в собственности, напрямую зависит от «возраста» ТС.

Возраст автомобиля, лет

Срок действия диагностической карты

Менее 3

Не нужно проходить ТО

3-7

2 года

Более 7

1 год

Первая часть указанной статьи говорит о необходимости ежегодного прохождения ТО для следующих транспортных средств (независимо от возраста):

  • грузовые машины с разрешенной массой более 3,5 тонн;

  • учебные автомобили;

  • спецмашины, оснащенные приборами для подачи звуковых и световых сигналов.

В ст. 15 ч. 1 №170-ФЗ сказано, что подвергаться техосмотру через каждые 6 месяцев должны следующие группы ТС:

  • автобусы;

  • легковые такси;

  • грузовые автомобили, оборудованные для перевозки 8 и более человек (не считая места водителя);

  • транспортные средства и прицепы к ним, предназначающиеся для транспортировки опасных грузов.

Согласно п. 6 ст. 15 №170-ФЗ каждый водитель имеет право обратиться в специализированную организацию для прохождения техосмотра, не дожидаясь окончания срока действия предыдущего ТО.

Какой штраф за езду без техосмотра?

Выявленный нарушитель не сможет отделаться предупреждением.

Нарушителя привлекут к административной ответственности по ст.12.1 КоАП РФ, в соответствии с которой предусмотрен штраф от 500 р. и выше.

Так, езда без техосмотра наказывается следующим образом:

  1. На водителей автомобилей накладывается штраф в 500 р.;
  2. За повторное нарушение – штраф в 5 т.р. Альтернатива – лишение водительского удостоверения;
  3. На водителей спецтранспорта, микроавтобусов и автобусов, рассчитанных на перевозку более 8 пассажиров – штраф в 500 или 800 р.

Есть мнение, что субъектом правонарушения обычные водители не являются. Действительно, первая часть этой нормы звучит неоднозначно – «управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке». Напрямую наказание за отсутствие техосмотра для водителей собственных автомобилей, которые не относятся к такси, автобусам, грузовикам и спецтранспорту, не предусмотрено.

Но речь идет об отсутствии регистрации в установленном порядке. А он подразумевает, что транспортные средства допускаются для участия в дорожном движении только после их регистрации, а также выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Закона о безопасности дорожного движения). Один из них – диагностическая карта. Поэтому если ее нет, водитель штрафуется также, как и раньше за отсутствие талона техосмотра.

Другие субъекты правонарушения, которые могут привлекаться к административной ответственности:

  1. Руководители организаций и учреждений, которые обязаны, но не предприняли меры по прохождению техосмотра вверенными им транспортными средствами;
  2. Другие лица, которые несут ответственность за эксплуатацию транспортных средств.

То есть, в организациях и учреждениях, в которых решились на эксплуатацию автомобилей без своевременного прохождения осмотра, могут привлекаться к административной ответственности не только водители. Наказание ложится и на руководителей, которые выпустили этот транспорт на дорогу.

Что говорит закон?

При рассмотрении вопроса важно знать следующие определения:

  • Техосмотр — комплекс мероприятий, направленных на проверку технического состояния машины. В процессе ТО проверяется исправность узлов, а также соответствие  элементов действующим нормам законодательства. В 2020 году без диагностической карты не удастся оформить ОСАГО.
  • Диагностическая карта — специальная бумага, в которой отмечаются результаты похождения техосмотра. Последние годы в РФ распространена практика, когда водители получают диагностическую карту без проверки машины. Сегодня принимаются все меры, чтобы избежать подобной проблемы и исключить возможность оформления документов без ТО.

Наказание для нарушителя за управление машиной без диагностической карты указано в КоАП (статье 12.1). В ней предусмотрено, что при отсутствии техосмотра водитель выплачивает штраф размером 500-800 рублей. Ситуация усугубляется, если автовладелец игнорирует требование органов ГИБДД и повторно попадается инспектору. В такой ситуации придется расстаться с более крупной суммой — 5000 рублей. Альтернативой наказанию является лишение права управления машиной на период 30-90 дней.

В указанной статье прописана ответственность за отсутствие техосмотра, но не закреплено право работника ДПС проверять диагностическую карту. На этом фоне нужно разобраться, что делать автовладельцу, если от инспектора поступило такое требование.

Что такое техосмотр?

Под техосмотром в России подразумевается процедура проверки работоспособности транспортного средства. По ее итогам выносится решение о запрете дальнейшей эксплуатации машины или о допуске к езде.

Проверка проводится по 65 пунктам

Основное внимание уделяется следующим узлам и системам автомобиля:

  • фары и осветительные устройства;

  • стеклоочистители и стеклоомыватели;

  • рулевая и тормозная системы;

  • двигатель;

  • колеса и шины.

Согласно последним нововведениям техосмотр невозможно пройти без наличия:

  • знака аварийной установки;

  • автомобильной аптечки;

  • огнетушителя.

По итогам проверки водителю выдается диагностическая карта, в которой указывается, что автомобиль отвечает всем требованиям и пригоден для эксплуатации. Если при проведении техосмотра были выявлены какие-либо неисправности, то владельцу предоставляется 20 дней для их устранения и повторного прохождения ТО.

Если последующая проверка проводится в пределах указанного срока, то услуга не требует оплаты. Если автомобилист не успевает устранить нарушения за 20 суток, то для прохождения техосмотра необходимо представить новую квитанцию.   

Отсутствие диагностической карты ввиду игнорирования техосмотра.

Многим это может показаться странным: что в нём сложного? Цена невысока, диагностика не занимает много времени, к тому же это гарантия исправности автомобиля.

Ведь, как известно, проблему легче предотвратить, чем лечить, а участие в ДТП с огромной долей вероятности будет стоить намного дороже.

Ан нет, не все так считают. Многим проще пойти на обман и покупку поддельной диагностической карты. Что же служит причиной этому? Все-таки с законом шутки плохи.

  • Во-первых, не каждый автомобиль может успешно пройти процедуру технического осмотра. Его состояние может быть настолько плачевным, что технические эксперты не возьмут на себя ответственность за выдачу диагностической карты: так и лицензии можно лишиться.

Во-вторых, многим просто лень тратить время на поездку в пункт осмотра. К тому же если технический эксперт найдёт в машине неполадки, владельцу придётся их устранять и только потом снова приезжать в пункт ТО. Понятное дело, мало кому хочется тратить дополнительное время, а порой и немалые деньги!

Так и появляются «левые» схемы: поддельные диагностические карты, сделки с нечестными агентами по страхованию.

Казалось бы, зачем страховой компании портить себе репутацию, ставить под угрозу сам факт своего существования, выдавая полисы без диагностических карт или закрывая глаза на поддельные?

Ведь так страховщики фактически становятся виновниками того, что развалюха, не прошедшая ТО, сможет передвигаться по улицам города, рискуя стать причиной ДТП.

В этом случае придётся возмещать ущерб, а это как раз должна делать компания, заключившая страховой договор!

На самом деле всё не совсем так.

Если карту признают фальшивой, договор страхования автоматически становится недействительным. Страховая компания должна будет вернуть вам деньги и отозвать полис, но тогда и выплат в случае ДТП не ждите.

Так что, покупая «липовую» диагностическую карту, хорошо подумайте. В подобной ситуации вы заплатите не дважды, как известный скупец, а гораздо больше

А вот ещё один интересный сценарий, по которому страховые компании избавляют себя от выплат при аварии.

К примеру, истек у вас срок действия полиса ОСАГО, а вместе с ним и талона технического осмотра. Агент компании с радостью продаст вам «страховку», а вместе с ней выдаст чистую диагностическую карту (не бесплатно, разумеется, заплатите около 600 рублей).

Однако не спешите радоваться! На ней мелким шрифтом будет написано, что вы всё-таки должны будете приехать в пункт осмотра на диагностику.

В противном случае ответственность за отсутствие ТО полностью перекладывается на вас, а страховая компания не даст денег на ремонт в случае ДТП. Так что будьте бдительны!

Сколько действует талон техосмотра

Чтобы не нарваться на наказание за нарушение КоАП, диагностическая карта должна быть действующей. Ведь срок ее годности ограничен. Он зависит от типа транспортного средства и его возраста:

  • Для категорий ТС, водителям которых нужно обязательно иметь талон, он составляет 6 месяцев. Чтобы документ не оказался просроченным, процедуру нужно проходить каждые полгода.
  • Другие авто, то есть не указанные в статье 12.1, нуждаются в техосмотре раз в 2 года, если их возраст 2 — 7 лет. Транспорт старше 7 лет должен предоставляться для процедуры ежегодно.

Просроченная диагностическая карта не является действующим документом. Наличие утратившего силу талона ТО означает, что процедура не пройдена. То есть водителя, если его транспорт попадает в приведенный выше список, оштрафуют на 500 — 800 р.

Новые автомобили, если это не такси, автобус, грузовик, переделанный для пассажиров, ТС, перемещающее опасный груз, в техническом осмотре не нуждаются. То есть первые 3 года после изготовления и начала эксплуатации машины водитель может о процедуре вообще не думать.

Как быть с ТО водителям личного транспорта

Если автомобилист не занимается «извозом», не перевозит опасные грузы, владеет не автобусом или переделанным для пассажиров грузовиком, а легковой машиной, использует ее только для личных нужд, талон ТО у него не потребуют. Сотрудник ГИБДД не имеет на это права. Но такая возможность не делает процедуру необязательной, если личному ТС больше 3 лет. Техосмотр нужен по следующим причинам:

Без него вряд ли удастся получить ОСАГО. По закону документ предоставляется лишь тем владельцам авто, кто отправлял его на диагностику. Ведь компании выгодно, чтобы ТС было в нормальном техническом состоянии. Иначе страховой случай, а значит, и необходимость ею выплаты денег, убытки возникнут с большей долей вероятности. Игнорировать необходимость покупки полиса нельзя. За езду без него положен штраф по статье 12.3 КоАП:

Управление ТС водителем, не имеющим при себе … страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса …, влечет предупреждение или наложение … штрафа в размере пятисот рублей.

  • Если владельцу авто и удалось купить страховку, не имея диагностической карты, в случае ДТП его все равно ждут проблемы. Виновному в аварии придется восстанавливать поврежденный транспорт другого ее участника. При верно оформленном полисе страховая компания выплачивает этот ущерб.
  • Но если нет информации о пройденной диагностике, возможно, что ДТП спровоцировано плохим техническим состоянием автомобиля. За это страховая компания ответственности не несет. И она может потребовать вернуть деньги, выплаченные в счет погашения причиненного ее клиентом ущерба.

Не стоит хитрить, получая диагностическую карту не у оператора ТО, а в фирме, которая просто выдает документ за небольшую плату. В этом случае талон не будет должным образом зарегистрирован в базе ЕАИСТО, организованной в соответствии с пунктом 12 Федерального закона от 1.07.2011 № 170-Ф3:

Сбор, хранение и использование информации о ТО осуществляются с помощью единой автоматизированной информационной системы технического осмотра.

То есть о его законности речи нет, что сотрудникам страховой компании легко обнаружить. А значит, в случае ДТП водитель машины будет выплачивать нанесенный им ущерб самостоятельно. От страховой компании ничего получить не удастся. Максимум, что возможно, это вернуть деньги, потраченные владельцем автомобиля на покупку полиса.

Рекомендуем прочитать о лишении прав за ДТП. Вы узнаете о классификации ответственности за ДТП, мерах наказания за аварию без пострадавших, с пострадавшими, в алкогольном опьянении, при покидании места преступления.
А здесь подробнее о лишении прав при проезде на красный свет.

Учитывая обновления в сфере законодательства и административную практику, можно сделать несколько выводов. Автомобилистам, которых не касается статья 12.1, возить талон техосмотра с собой не нужно. И предъявлять его сотруднику ГИБДД – тоже. Но проходить саму процедуру ТО следует, чтобы уберечься от возможных неприятностей и финансовых потерь.

Можно ли ездить без диагностической карты?

По новым правилам документом, подтверждающим то, что осмотр пройден, является диагностическая карта.

Выглядит она просто – это лист А4 с начертанной на ней таблицей, в которой присутствуют все данные о технических характеристиках автомобиля, его системах и агрегатах, подлежащих проверке и, разумеется, о владельце.

Работник службы технического осмотра заполняет её в двух экземплярах, а также отправляет данные в электронном виде в единую систему техосмотра, где они хранятся пять лет.

Таким образом, информация об осмотре машины доступна в любом пункте ТО, а сведения сохраняются независимо от того, сменился ли собственник.

И если вы купите подержанную машину, чей владелец уже прошёл осмотр, считайте, что он избавил вас от этой проблемы. Ненадолго, правда: к примеру, если автомобилю более семи лет, на пункты техосмотра придётся ездить каждый год.

Карту необходимо предъявлять лишь при оформлении полиса ОСАГО. В остальное время возить её с собой в автомобиле не нужно: инспекторы ДПС не имеют права требовать предъявить её.

Кто обязан иметь талон техосмотра

Необходимость иметь справку о ТО записана в пункте 1 Федерального закона от 1.07.2011 г. № 170-Ф3:

«…диагностическая карта — документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра ТС…, содержащий сведения о соответствии или несоответствии ТС обязательным требованиям безопасности ТС и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности ТС, подтверждающий допуск ТС к участию в дорожном движении …»

Для автолюбителей ее теперь не нужно иметь при себе. Эта норма введена с 2012 года.

Но существуют категории машин, водители которых обязаны возить с собой документальное подтверждение процедуры. Талон (диагностическая карта) нужен, если:

  • автомобилист сидит за рулем легкового такси;
  • он водит грузовое переоборудованное для перемещения людей ТС с количеством мест для них более 8;
  • он управляет автобусом;
  • его машина предназначена для транспортировки опасных грузов.

Техосмотр подтверждает исправность автомобиля или выявляет недочеты в состоянии его механизмов. Последние должны быть устранены в обязательном порядке. Ведь плохое состояние транспортного средства, принадлежащего к одной из перечисленных категорий, может привести непоправимым последствиям.

Рекомендуем прочитать о лишении прав за алкогольное опьянение. Вы узнаете о статье за вождение в нетрезвом виде, допустимой дозе остаточного спирта в крови, наказании за алкогольное опьянение в первый раз, за повторное нарушение, езде без прав.
А здесь подробнее об экзамене после лишения прав.

Введены новые штрафы за отсутствие диагностической карты, равно как и ее подделку

Штраф введен как для физических, так и для юридических лиц!

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал два новых закона напрямую касающихся технического осмотра:

  • Федеральный закон от 26.07.2019 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
  • Федеральный закон от 26.07.2019 № 207-ФЗ «О внесении изменения в статью 171 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Новые поправки вводят административную и даже уголовную ответственность для бизнесменов, предоставляющим услуги контроля технического осмотра автотранспортных средств и водителей за нарушения регламента технического осмотра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector