Статья 27.5. сроки административного задержания

К вам подошел сотрудник полиции

Прежде всего — что делать, если сотрудник полиции требует предъявить документы? Полицейский должен представиться, четко произнеся должность, фамилию, звание. Служебное удостоверение он должен показать по вашему требованию. Поэтому требуйте и внимательно его рассмотрите, запомните фамилию. Сотрудник полиции должен сообщить вам причину обращения и, в случае задержания — его основание.

Полиция имеет право требовать предъявления паспорта в четырех случаях:

  • вы совершили административное правонарушение;
  • вы подозреваетесь в совершении преступления — есть основания для ареста;
  • вы находитесь в розыске (или похожи на разыскиваемое лицо);
  • есть другая причина для задержания.

Вот мы и подошли к главному — основания. Они перечислены в 14 статье, втором пункте Закона о полиции, а всего их 13. Однако сотрудники часто читают только название самого пункта: «Полиция имеет право задерживать», и действуют на этом основании. И если так случилось, следуйте нижеизложенному алгоритму.

Составление протокола

Если вас задержали, требуйте, чтобы ваши данные вписали в реестр — п. 13. ст. 14 ФЗ «О полиции». Так вы зафиксируете точное время административного задержания. Сразу после того как вас приведут в отдел, дежурный сотрудник должен принять от доставившего лица протокол или рапорт о доставлении. Он выясняет личность доставленного, место регистрации/проживания.

Вас должны ознакомить с протоколом. Проверьте, все ли правильно в нем написано. Вы имеете право не только ознакомиться со всеми составляемыми в отношении вас бумагами, но и вносить в них замечания или возражения. Не подписывайте протокол, если в нем оставлены пустые места.

Потребуйте зачеркнуть их большой буквой Z или любым другим способом. В случае несогласия полицейского с вашей просьбой фиксируйте это. Если в протоколе изложена информация, не соответствующая действительности, так и пишите: «не согласен с…». Попросите, чтобы для вас изготовили копию протокола — п. 3 ст. 27.2 КОАП.

Внимательно читайте изложенное в протоколе, фиксируйте в нем все нарушения ваших прав. Но в то же время не обращайте внимания полиции на существенные ошибки, если они есть.

Нет подписи об ознакомлении с правами, перепутали ваши данные — основание для признания протокола недопустимым доказательством. А это — основание для отказа признания лица виновным в административном правонарушении.

Следующий комментарий к статье 27.5 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 27.5 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Комментируемая статья определяет общий (3 часа) и специальный (48 часов) сроки административного задержания. Максимальный срок задержания основывается на ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура» отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание. Административное задержание свыше 48 часов допускается только на основании судебного решения.

2. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Учитывая, что понятие «вытрезвление» является не юридической, а медицинской категорией, и к тому же основанной на усмотрении должностных лиц, осуществляющих задержание, такая формулировка закона создает почву для злоупотреблений при определении момента вытрезвления. Представляется необходимым закрепить в законодательстве максимальный срок вытрезвления, а также закрепить право задержанного лица на проведение проверки его состояния с обязательным участием врача-нарколога.

Что является основанием для административного задержания?

Основанием для административного задержания может являться любая процедура, которая перечит законодательству страны. Административное задержание проводится при наличии нарушения, и вследствие чего, ответственные органы устанавливают личность нарушителя, обязательно составляют протокол. Таким образом, составляется вся картина происходящего и на основании чего устанавливается мера наказания.

Административное задержание лиц могут осуществлять только установленный с законодательством перечень лиц:

  • полиция;
  • представители военной автомобильной инспекции;
  • сотрудники вневедомственной и ведомственной охраны.

В случаи если задержанный несовершеннолетний, то обязательно извещаются родители или же другие законные представители. Об задержании военнослужащего извещает военная часть или же другие представители.

Любое лицо может быть задержано не более чем на 48 часов, в соответствии с действующим законодательством.

Основными причинами административного задержания может быть:

  • Нарушения установленного режима Государственной границы;
  • Нарушения в области установленного закона;
  • Злоупотребление руководящими полномочиями;
  • Неподчинение административным органам;
  • Нарушения допущены в экономической зоне страны.
  • Постоянное допущение ошибок в системе таможенных правил.

Основные права задержанного лица

  1. Получать от руководящего и инспекторского состава специального приемника информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;
  2. Получать питание, материально-бытовое обеспечение по установленным нормам и медико-санитарное обеспечение в соответствии с действующим законодательством
  3. При возникновении угрозы жизни, здоровью либо угрозы совершения преступления против личности арестованного со стороны других лиц, содержащихся в специальном приемнике, обращаться к любому должностному лицу с заявлением о переводе в другое помещение. В этом случае должностное лицо обязано принять незамедлительные меры по переводу арестованного в другое безопасное помещение;
  4. Обращаться с просьбой о личном приеме к руководству специального приемника;
  5. Один раз в течение срока ареста пользоваться телефоном с продолжительностью разговора до 3 минут для связи с родственниками и близкими (кроме междугородних переговоров);
  6. На восьмичасовой сон в ночное время;
  7. Иметь спальное место и постельные принадлежности во время сна;
  8. Пользоваться собственной одеждой и обувью по сезону, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами №605 ДСП (приложение № 6);
  9. Пользоваться настольными играми, читать газеты и журналы, слушать радио.

Если вас задержали и доставили в полицию

Следует отличать административный арест от задержания. Если второе применяется для обеспечения производства при расследовании правонарушения, то арест — мера наказания, назначенная судом.

Запомните — 3 часа с того момента, как вас фактически задержали, а не после оформления протокола! Об этом говорит 48 Статья Конституции РФ. Никакие процессуальные регламенты не могут быть выше Конституции, что бы ни говорили работники полиции.

Есть разница в понятиях «задержание» и «административное задержание». На основании статьи 4 «Закона о полиции», первое определяется моментом фактического ограничения свободы действия.

В соответствии со ст. 27.5, п. 4 КОАП, срок второго начинает считаться с момента доставления в служебное помещение для составления протокола. Если человек был доставлен в состоянии опьянения, то срок начинает отсчитываться с момента его отрезвления.

Административное задержание не может длиться больше 3 часов. При необходимости выяснения личности, установления обстоятельств совершения правонарушения его могут продлить до 48 часов.

Этот же срок требуется, когда в отношении вас уже заведено дело о правонарушении и потенциальное наказание — административный арест. Время задержания засчитывается в срок ареста.

Все причины продления срока административного ограничения свободы перечислены во 2 и 3 пунктах ст. 27.5 КОАП РФ. Если при вас есть паспорт, для выяснения личности вас не имеют права задерживать дольше чем на 3 часа.

Перед тем как отвести в помещение для задержанных, вас должны опросить на предмет наличия болезней, выяснить, нет ли жалоб на состояние здоровья. Все, что вы скажете, также записывается в протокол.

Если состояние вашего здоровья неудовлетворительное или вы страдаете хроническими заболеваниями, это нужно подтвердить справкой. Справки нет — вам должны вызвать врача, чтобы удостоверить диагноз.

Иногда от задержанного могут потребовать написать объяснительную. Законных оснований для этого нет, поэтому поступайте, как хотите

Можете написать, если для вас важно изложить свою версию произошедшего. Если не уверены, можно ли говорить, не сделаете ли вы хуже до встречи с адвокатом, предъявите паспорт и ссылайтесь на 51 статью.

Если вас задержали в связи со статьей, требующей ареста, материал сразу направляется в суд. Дело рассматривается в течение суток после поступления протокола. Заочное назначение ареста запрещено — дело должно рассматриваться с участием нарушителя (ст. 25.1 п. 3 КОАП).

Личный досмотр и изъятие вещей

Если после задержания вас досматривали, об этом также должен быть составлен протокол или сделана запись в рапорте о доставлении. Проводить досмотр может сотрудник одного с вами пола, должно присутствовать двое понятых (не полицейских!) также одного пола с задержанным.

Вещи досматривают, не нарушая их физическую целостность. Если что-то решили изъять, требуйте составления протокола изъятия и приглашения понятых.

Личные вещи оставляют, за исключением тех, которые могут угрожать вашей безопасности. После освобождения всё обязаны вернуть. Если часть вещей пропала, сразу пишите заявление о краже.

Снимать отпечатки пальцев могут в одном случае — если возникли трудности с установлением вашей личности. При наличии паспорта дактилоскопия может проводиться только после судебного решения об административном аресте. Если вас не обвиняют в уголовном преступлении, нет решения суда и с собой есть паспорт — отказывайтесь от снятия отпечатков пальцев.

Где отбывают лица?

Арестованные, содержащиеся в специальных приемниках, несут обязанности, пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными действующим законодательством.

Не допускается дискриминация либо предоставление льгот и привилегий по признакам национальности, расы, языка, вероисповедания, имущественного положения, политических взглядов и принадлежности к партиям, организациям и движениям, прошлых заслуг и иных обстоятельств.

Отдельно содержатся:

  • мужчины от женщин;
  • курящие от некурящих (при наличии соответствующих условий);
  • арестованные за незаконное приобретение наркотических средств в небольших размерах либо за приобретение наркотических средств без назначения врача;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • больные инфекционными заразными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе;
  • арестованные, которые решением начальника специального приемника переведены из общей камеры за нарушение режима содержания или по личному заявлению в случаях угрозы их жизни и здоровью.

Судебная практика по статье 27.5 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД11-9 от 12.05.2011 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 31-АД17-6 от 21.06.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Определение N АПЛ14-6Д от 03.02.2015 Апелляционная коллегия, апелляция
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД17-14 от 01.06.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 31-АД17-3 от 21.06.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Решение N ДК14-24 от 14.11.2014 Дисциплинарная коллегия, первая инстанция
Решение Верховного суда: Определение N 77-КГ16-2 от 13.09.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 81-АД17-13 от 29.05.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД11-10 от 12.05.2011 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД15-21 от 03.07.2015 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Глава 27 — другие статьи

  • Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
  • Статья 27.2. Доставление
  • Статья 27.3. Административное задержание
  • Статья 27.4. Протокол об административном задержании
  • Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц
  • Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
  • Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
  • Статья 27.9. Досмотр транспортного средства
  • Статья 27.10. Изъятие вещей и документов
  • Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей
  • Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
  • Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
  • Статья 27.13. Задержание транспортного средства
  • Статья 27.13.1. Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации
  • Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
  • Статья 27.14.1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации
  • Статья 27.15. Привод
  • Статья 27.16. Временный запрет деятельности
  • Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности
  • Статья 27.18. Залог за арестованное судно
  • Статья 27.19. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации
  • Статья 27.20. Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица

Понятие административного задержания

Само по себе понятие «задержание задержания граждан. Данный вопрос требует пристального внимания и глубокого» является межправовым и трактуется в широком и в узком смысле. В широком смысле задержание является временным ограничением свободы гражданина обусловленным определенным правонарушением.

В узком смысле термин «задержание» рассматривается в ракурсе административного или уголовного правонарушения. В данном случае будет рассмотрено административное задержание, как элемент административного права. Так в уголовном процессе задержание – это кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительного получения санкции прокурора или судебного решения .

Если обратиться к международному праву, там синонимизируются такие термины как «задержание», «заключение под стражу» и «арест»

Главное, что человек лишен свободы, и неважно, по какой причине – административной или уголовной

Теперь следует обратиться к ключевым трактовкам понятия административное задержание в рамках административного права. Основные трактовки отражены в таблице.

Административное задержание

Термин «административное задержание»

Трактовка

1

Административное задержание

Принудительное, кратковременное ограничение свободы действий и передвижения лица, совершившего административное правонарушение. Представляет собой неотложное действие управомоченных должностных лиц, обеспечивающее привлечение виновного к ответственности административной, и не является мерой административного взыскания.

2

Административное задержание

Кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

3

Административное задержание

Действие которое применяется с целью применяется в пресечения административного правонарушения

Представленные в таблице трактов термина «административное задержание» очень близки между собой и отражают главную цель административного задержание – это предотвращение административного правонарушения. Где под административным правонарушением понимается «…признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Административное задержание вправе осуществлять уполномоченные должностные лица, перечень которых указан в ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ .

Рисунок 1. Лица уполномоченные осуществлять административное задержание граждан РФ

Действующее законодательства регламентирует срок административного задержания. Согласно действующим нормам КоАП РФ он не должен превышать 48 часов. При этом задержание на 48 часов является крайней мерой, которая применяется в следующих случаях:

  1. нарушение государственной границы РФ и порядка пребывания на территории страны;
  2. совершение правонарушения на континентальном шельфе, во внутренних, территориальных водах, в особой экономической зоне;
  3. в случаях, когда в отношении задержанного ведется административное дело, за которое предусмотрено наказание в виде ареста.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Что представляет собой административное задержание

Это ограничение свободы на краткий период времени, который требуется для рассмотрения дела об административном нарушении с соблюдением правил. А также мера пресечения по отношению к правонарушителям.

Задержание осуществляется должностными лицами ведомств:

  • полиции;
  • охраной;
  • военнослужащими внутренних войск МВД;
  • ВАИ (военной автоинспекции);
  • пограничных и таможенных ведомств;
  • исправительных учреждений;
  • наркоконтроля;
  • противодействия терроризму;
  • приставами.

Приведенный перечень неполный.

Задержание по административному праву отличается от аналогичного действия в рамках УПК РФ, в отношении лиц и граждан, подозреваемых в преступных деяниях. Ограничение свободы по КоАП не имеет последствий лишения свободы на более длительные сроки. Порядок действий по этим двум случаям также отличается. С задержанного по КоАП берут объяснение, но не делают допрос, как подозреваемому.

Протокол, составляющийся при задержании, содержит данные о месте и времени его написания, указание должности составившего его сотрудника, фамилии и звания. В нем же указаны основания и сведения об уведомлении родственников.

В документе ставится подпись составившего его сотрудника, а также лица, задержанного за правонарушение, если тот не отказывается подписать. Копии документа выдается задержанному и отсылается для составления реестра задержанных.

Прежде, чем отправить нарушителя в специальное помещение, уполномоченный сотрудник досматривает его вещи (таков административный регламент). Данные, полученные при осмотре, тоже заносятся в протокол.

Основания для административного задержания

Задержание имеет целью предотвратить нарушения со стороны правонарушителя, последствия от него и исключение уклонения от ответственности. Направлено на предотвращения действий против прав граждан.

В период ограничения свободы устанавливают личность нарушителя, составляют протокол. В конкретной обстановке выясняются подробности и обстоятельства нарушения. Решается вопрос о дальнейших мерах и оформляются соответствующие документы.

Это исключительна мера, осуществляющаяся в случаях, когда присутствует необходимость, связанная с рассмотрением дела и выполнением постановления.

Кроме совершенного нарушения, как правило, должны присутствовать основания полагать, что нарушитель продолжит наносить ущерб.

На общих основаниях данное административно-процессуальное действие происходит не более трех часов и отличается по срокам от специальных задержаний.

Как отбывается административный арест

Административный арест отбывается в изоляторах временного содержания по месту жительства или по месту задержания нарушителя.

Он имеет все права, обеспеченные гражданину РФ или (в случае иностранца) гарантированные международными документами, подписанными российским государством.

В соответствии с правилами и распорядком содержания арестованных, их могут досматривать и проверять их личные вещи, но без их порчи.

Запрещены оскорбления и физическое воздействие на арестованных. Им должны быть обеспечены условия для сохранения здоровья, необходимая медицинская помощь, питание и гигиенические условия.

Один раз за срок отбывания ареста разрешено свидание с родственниками в соответствии с установленными правилами учреждения содержания арестованных. Также разрешена переписка.

Административное правонарушение: общая информация

Административное правонарушение – это нарушение, вследствие чего физическое или юридическое лицо несет ответственность за свои неправомерные действия относительно других лиц.

Бесплатная консультация юриста по телефону

По Москве и области
7 (495) 280-74-29

Санкт-Петербург и область
7 (812) 389-36-23

Федеральный номер
8 (800) 511-43-08

На сегодняшний день подразделяются два понятия, которые относятся к административным нарушениям:

  • Противоправное действие – предусматривает собой набор активных действий, которые не соответствуют законным требованиям и нарушаются все возможные запреты. Данные действия могут привлечь к негативным последствиям по отношению к другим лицам. Это очень негативно отражается как на лице, что активно противодействует, так и на том, кто страдает впоследствии;
  • Бездействие – данное действие тоже рассматривается, как административное нарушение так, как именно таким способом физическое или же юридическое лицо не выполняет требования законодательства.

Административные правонарушения позволяют выделить следующие признаки:

Противоправность – данное понятие свидетельствует, что в любом процессе с помощью действия или же бездействия были нарушения, которые вызвали интерес и недовольство административными органами государства. Стоит отметить, что в случаи если не было никаких нарушений, то административная ответственность не наступает;

Виновность – один из самых четко выраженных признаков любого административного нарушения. Так как административная ответственность может быть положена только при наличии вины

На сегодняшний день в законодательстве есть два вида вины:

Умышленность – если человек в здравом состоянии нарушает нормы не вспоминаю о том, что за это может быть наказан или же считает, что ничего за это не будет, так как у него свой взгляд на ситуацию;

Неосторожность – весьма смягчающее качество при наступлении административной ответственности. Вина возникла в результате незнания полного объема информации или же в результате неправильных действий со стороны помощников.

Наказуемость – в результате совершения действия или же бездействия физическое или же юридическое лицо подвергается к административной ответственности

Данное понятие может выражаться по-разному, так как степень виновности может быть разная и соответственно наказуемость будет отличаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector