Как создать эффективный бизнес на пассажирских перевозках микроавтобусом
Содержание:
- Какие тенденции и подводные камни есть в бизнесе на маршрутках
- ИИ — новая эра в трансформации транспорта и логистики
- Организационные моменты
- Какие требования предъявляются к обслуживанию маршруток
- Как открыть частную компанию по перевозке пассажиров
- Бизнес план на перевозку пассажиров микроавтобусами
- Для чего подходит аренда микроавтобуса
- Что нужно для открытия своего маршрутного такси
- О тонкостях и подводных камнях бизнеса
- Заключение
Какие тенденции и подводные камни есть в бизнесе на маршрутках
В силу того, что в бизнесе на маршрутках крутятся большие суммы, одной из его главных особенностей является закрытость. Если речь идет о крупных городах, то, скорее всего, все выгодные маршруты уже давно поделены между крупными игроками. Бизнес на маршрутках является очень коррумпированной и высококонкурентной сферой. Даже при желании строго придерживаться буквы закона, начинающий предприниматель может обнаружить, что игра по “честным правилам” на этом рынке не котируется.
Кроме того, новичками зачастую недооцениваются текущие издержки перевозок. Ремонт маршруток, которые используются в режиме жесткой эксплуатации, может оказаться не только дорогостоящим, но и долговременным. Недостаток современных станций техобслуживания автобусов может выключить транспорт из работы на недели и даже месяцы. Причем повысить выручку предприниматель чаще всего не в состоянии из-за фиксированных тарифов. Тарифы могут не меняться годами, а услуги на ремонт, обслуживание и бензин тем временем постоянно продолжают расти. Чтобы ознакомиться и воспользоваться качественными услугами пассажирских перевозок, достаточно перейти на сайт.
Открывая бизнес на маршрутках, также нельзя игнорировать основные тенденции в этой области. В последние годы в России растет понимание того, что маршрутка — это такой вид транспорта, который губительно влияет на ситуацию с общественным транспортом в целом. Одна из главных проблем маршруток — это малая вместимость. Если маршрутка может уместить 15-20 пассажиров, то трамвай и автобус вмещает 120 человек. Для городов, страдающих от пробок, явно эффективнее заменить 6-8 маршруток на один автобус или трамвай. Маршрутки забивают дороги и остановки, вызывают большее количество ДТП и в целом обостряют ситуацию на дорогах.
Более того, с точки зрения финансов маршрутки — это настоящая удавка для муниципального общественного транспорта. Во-первых, микроавтобусы не требуют дорогой инфраструктуры. Во-вторых, владельцы маршруток экономят буквально на всем, начиная от ремонта состава до уплаты налогов. Они могут без последствий покинуть маршрут в позднее время суток, если посчитают его нерентабельным. У муниципального транспорта, разумеется таких возможностей нет. Изначально неравные условия ставят маршрутчиков в выигрышную ситуацию. Постепенно они вытесняют городские автобусы с самых загруженных маршрутов, а трамваям и троллейбусам остаются одни льготники и нерентабельные направления.
В крупных городах страны власти уже давно осознали эту проблему, но до конца избавиться от “маршруточной удавки” еще не могут. Дело в том, что практически в каждом муниципалитете страны есть свое маршруточное лобби, которое препятствует проведению ограничительных реформ. Маршрутки — это бизнес с нерегулируемыми потоками наличности, что очень удобно для отмывания черного нала. Поэтому маршрутчики в российских городах имеют солидную “крышу”, а попытка запретить маршрутки или наотрез отказать их владельцам в поднятии тарифов может сыграть с властями злую шутку. Такой шаг оборачивается тем, что на следующее утро маршрутки (а это большая часть общественного транспорта города) просто… не выходит на линии. Заменить же маршрутки силами истощенного муниципального транспорта город не может. И получается замкнутый круг, главными пострадавшими в котором остаются обычные жители города. От маршруток уже осознанно отказались Москва и Казань, озвучивают подобные планы и другие города-миллионники. Тенденция, кстати, общемировая: на данный момент маршрутки остались в основном странах СНГ, Африки и Ближнего Востока.
ИИ — новая эра в трансформации транспорта и логистики
Технологическое развитие логистических компаний, использование даже небольших цифровых решений привело к тому, что постепенно накопился большой объем данных: о клиентах, цепочках поставок, автопарке и водителях. Новые технологии открывают широкий спектр направлений для развития отраслей:
- улучшение логистики на основе данных;
- создание безопасной и регулируемой транспортной среды;
- автоматический анализ и прогнозирование технического состояния автомобилей;
- оптимизация цепочек поставок.
Исследовательская компания Prescient & Strategic Intelligence прогнозирует рост рынка ИИ в мировой транспортной отрасли и логистике до $3,5 млрд к 2023 году, а Statista — до $10,3 млрд к 2030 году. По оценке экспертов Accenture, 65% компаний в логистике и перевозках уже используют в работе или испытывают решения на базе ИИ.
Один из наиболее ярких примеров использования ИИ в сфере логистики — системы предикативной аналитики
Традиционный подход к планированию маршрутов базируется на ограниченном количестве факторов, которые в большой степени статичны и не учитывают актуальных изменений (длина маршрута и средняя скорость движения, например). С использованием ИИ в модель можно включить данные о трафике, погоде, времени ожидания, скорости погрузки и разгрузки в конкретных точках и у определенных поставщиков, влияние конкретного персонала компании и заказчика на скорость доставки. Ориентируясь на данные, поступающие в режиме реального времени, такая модель сможет с гораздо более высокой точностью построить оптимальный маршрут и рассчитать идеальное время доставки. А значит, одновременно сократить затраты и сроки доставки и повысить удовлетворенность клиентов качественным сервисом.
Такие системы сегодня доступны не только гигантам перевозок — DHL или Deutsche Post, но и сравнительно небольшим региональным игрокам. Например, компания Hardie’s Fresh Food, которая занимается поставками продуктов в штате Техас, владеет всего 160 грузовиками. Но даже для нее внедрение предикативной аналитики маршрутов движения на основе реальных данных сократило время планирования маршрутов в восемь раз, пробег автопарка на 20%, а затраты на водителей на 12% (при одновременном увеличении объема поставок на 14%).
Фото: Hardie’s Fresh Food
Еще одна возможность для оптимизации — использование данных и аналитики для прогнозирования технического обслуживания транспортных средств
Сбор в автоматическом режиме данных о состоянии машины сокращает непредвиденные издержки. А сведения о ее фактической эксплуатации (маршруты, состояние дорог, вид и вес груза) используются для своевременного планирования технического обслуживания, прогнозирования затрат на комплектующие и поддержки достаточного количества рабочих машин в автопарке.
Например, использование технологий интернета вещей обеспечивает мониторинг состояния товаров при морских контейнерных перевозках. До настоящего времени отслеживать перемещение товаров по морю можно было только на ограниченных участках: при погрузке в порту и после доставки груза получателю. Во время морской перевозки случались поломки пломб и контейнеров и даже кражи грузов.
Индустрия 4.0 Самые громкие преступления цифровой эпохи: подборка Bloomberg
Чтобы обеспечить гарантированную и качественную доставку, компания Maersk закупила 50 тыс. «умных» контейнеров от Traxens. Датчики, установленные в контейнерах, предоставляют в режиме реального времени информацию о точном местонахождении груза, внешних ударах, состоянии дверей, температуре, давлении и многих других факторах, влияющих на сохранность товара. Кроме того, смарт-контракты на основе блокчейна содержат комплексную информацию о грузе для таможенных органов, что значительно сокращает скорость проверки. Тот же контейнер может быть погружен на железнодорожный состав или автомобиль, а значит, отслеживание груза не прерывается после прибытия в порт, обеспечивая доступ ко всей актуальной информации.
Организационные моменты
Далее мы вкратце рассмотрим основные организационные моменты бизнеса плана.
Регистрация
После того как вы выбрали направление бизнеса, необходимо позаботиться о его регистрации. Предприниматель может начать свою деятельность в качестве ИП, однако его возможности будут ограничены и в случае расширения придётся переоформлять документы.
Поэтому лучше всего сразу зарегистрироваться в качестве ООО или ЗАО. Легче регистрировать ООО, что позволит предоставлять полный комплекс услуг не только физическим, но и юридическим лицам.
Регистрация в налоговых органах займёт от 2-х недель и обойдется предпринимателю около 10 000 -15 000 рублей. По итогам регистрации, вы получите «Свидетельство», «Выписку», откроете расчётный счёт в банке и получите печать организации.
Получение лицензии
Перевозить пассажиров без соответствующей лицензии запрещается. Поэтому, после регистрации компании, нужно будет подать заявление на получение лицензии в Министерство Транспорта.
Для того чтобы Вам не отказали в лицензии, необходимо заранее побеспокоиться о найме опытных водителей с большим стажем работы. Если в транспортных средствах организации будет больше 8-ми мест, то у водителей обязательно должна быть категория «Д».
При подаче заявления на получение лицензии необходимо оплатить пошлину в размере 6 000 рублей. Лицензия выдаётся на 5-ти летний срок.
Более подробную информацию о лицензионных требованиях вы можете получить здесь http://lawyer-consult.ru/other/terminy-i-opredeleniya/litsenziya-na-perevozku-passazhirov.html.
Итого расходы на регистрацию документов, с учётом непредвиденных трат, составят 25 000 рублей.
Какие требования предъявляются к обслуживанию маршруток
Все автотранспортные средства должны обслуживаться на станции технического обслуживания и проверяться механиком перед каждым выездом на работу на предмет неисправностей. Также перед рейсом водители должны проходить осмотр у врача и получать допуск на выполнение своих обязанностей. Если медицинского работника в штате нет, то потребуется заключить договор с одним из медицинских учреждений на оказание соответствующих услуг.
Маршрутки должны иметь лицензионные карточки транспортного средства. Не обойтись и без оснащения приборами спутникового мониторинга ГЛОНАСС и тахографов. Автомобили должны быть технически исправны, а тип средства должен соответствовать виду перевозок.
Предпринимателю также следует позаботиться о том, где оставлять машины в нерабочее время и каким образом будет осуществляться техническое обслуживание автомобилей: собственными силами или сторонней организацией. Чтобы быть на связи со своими водителями оборудуется офис и прилегающая к нему территория автопарка. Арендная плата может стать серьезной расходной статьей, поэтому желательно найти место на окраине города.
Как открыть частную компанию по перевозке пассажиров
Перевозка пассажиров — прибыльное направление работы со стабильным спросом. Число людей в городах ежегодно увеличивается из-за внутренней миграции. Одновременно увеличивается количество перемещений между регионами. В таких условиях перевозки пассажиров на микроавтобусе обещают предпринимателю много потенциальных клиентов, а как следствие этого — большую прибыль.
Однако пассажирские перевозки — не самый простой в организации тип бизнеса. Наибольшую трудность составит оформление лицензии. Она обязательна для всех транспортных средств, которые будут обслуживать больше 8 пассажиров. С 1 марта 2019 правила лицензирования усложнятся, что сделает выход на рынок для начинающих предпринимателей ещё более трудным.
Пассажирские перевозки на микроавтобусах — перспективное направление бизнеса
Открытие частной компании перевозок пройдёт следующие стадии:
- Выбрать специализацию — городские, междугородние или заказные рейсы.
- Подготовить автопарк. Купить или арендовать микроавтобусы, подготовить документы на них — копии паспорта ТС и талонов о техосмотре, полис ОСАГО.
- Принять на работу сотрудников, оформить с ними трудовой договор, получить копии документов, подтверждающих квалификацию, а также медицинские книжки.
- Зарегистрировать бизнес как ИП или ООО.
- Получить лицензию в Ространснадзоре.
- Для перевозок по городским маршрутам, возможно, придётся заключить муниципальный контракт с местной администрацией и утвердить маршруты. Это не обязательный пункт, в некоторых регионах такой практики нет.
- Приступить к поиску заказчиков, обслуживанию пассажиров и заработку.
Как получить лицензию на пассажирские перевозки
Как бизнес пассажирские перевозки осложняются лицензированием. Перевозить людей на микроавтобусах вместимостью свыше 8 человек допускается только после оформления специального разрешения федеральной службы по надзору в сфере транспорта или сокращённо Ространснадзоре.
Обратите внимание, что с 1 марта 2019 вступят в силу ужесточающие поправки в закон о лицензировании. Например, раньше допускалось перевозить пассажиров на некоммерческой основе без лицензии
Так работодатели могли доставлять сотрудников на предприятие на большом автобусе без разрешения Ространснадзора. Теперь, даже если взимать плату с пассажиров не планируется, без лицензии работать всё равно будет нельзя. Это изменение касается школьных и экскурсионных автобусов.
Оформление лицензии на перевозки начнётся с подготовки пакета документов:
- заявление с просьбой выдать лицензию с указанием типа перевозок, форма утверждена приказом министерства транспорта от 29 апреля 2013 года №144, скачать;
- свидетельство о регистрации в ФНС, учредительные документы для юридических лиц;
- квитанция об уплате пошлины — 7500 рублей;
- свидетельство собственности или договор аренды на транспортные средства;
- копии паспортов ТС и талонов техосмотра;
- свидетельство собственности или договор аренды на недвижимое имущество и автостоянки для техобслуживания, как вариант — договор с обслуживающей организацией;
- трудовые договоры с сотрудниками, их трудовые и медицинские книжки;
- полис ОСАГО;
- документ на тахограф (обязательно для всех пассажирских перевозчиков);
- уведомление о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры с присвоением категории;
- опись предоставленных документов.
До начала работы нужно оформить лицензию на пассажирские перевозки
Выдачей лицензий занимается Ространснадзор, точнее его территориальные органы. Предприниматель готовит все необходимые документы, оплачивает пошлину и подаёт бумаги в местное отделение федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Обработка документов займёт 30–45 дней.
Работать без лицензии нельзя. За это предусматривается административный штраф 100 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и 400 тысяч для юридических лиц. При повторном нарушении ИП заплатит ещё 100 тысяч, ООО — ещё 400 тысяч, а транспортное средство конфискуют.
Бизнес план на перевозку пассажиров микроавтобусами
Составляя бизнес-план частной компании перевозок, важно определить:
- первоначальные инвестиции;
- целевую аудиторию;
- методы привлечения клиентов;
- среднюю прибыль за 1 месяц, 3 месяца, полгода и год;
- ожидаемую окупаемость проекта.
Все расчёты будут индивидуальными, потому что итоговая сумма зависит от множества факторов. Например, инвестиции в компанию с собственным парком будут в 2–3 раза больше, чем у предпринимателя с арендованными микроавтобусами. Многое зависит от выбора марок и моделей автомобилей, а также от их новизны. Существенно экономят те, кто приглашает водителей с личным транспортом. Но такой подход ставит бизнес в зависимость от персонала.
Основные направления расходов:
- автопарк;
- помещение или участок для стоянки и обслуживания;
- регистрация и оформление лицензии;
- медицинские осмотры для персонала;
- тахограф;
- текущие расходы на несколько месяцев (топливо, фонд оплаты труда, текущий ремонт и обслуживание транспортных средств).
Средняя величина затрат на открытие бизнеса составит 3 миллиона рублей, 80% из которых уйдёт на покупку микроавтобусов. Повторимся, что это очень примерная сумма. На практике расходы могут оказаться и существенно больше, и существенно меньше.
Работа на востребованных маршрутах, профессиональные водители и соблюдение всех требований безопасности помогут быстрее окупить вложения
Приведём пример расчёта прибыли. Предприниматель купил 4 микроавтобуса на 12 мест, которые выполняют по 13 рейсов по городскому маршруту. Стоимость проезда — 25 рублей. Загруженность от 120% до 180% — пассажиры редко едут от конечной до конечной, поэтому за один рейс микроавтобус на популярном маршруте обслуживает не 12 человек, а минимум 14–20. Примерная выручка одного транспортного средства за день составит 6,5 тысяч рублей, 4 микроавтобусов — 26 тысяч. Разумеется, это не чистая прибыль. Из выручки вычитают:
- зарплату водителя;
- топливо;
- налоги;
- оплату по муниципальному контракту (необязательно).
Даже оставляя себе 30% выручки, компания при таком раскладе за месяц заработает около 230 тысяч рублей. Учитывая большой объём стартовых инвестиций, полностью окупить вложения за 1 год не получится. 2–3 года — более реальный срок. В конечном итоге прибыль зависит от востребованности маршрутов, профессионализма водителей и соблюдения расписания рейсов.
Для чего подходит аренда микроавтобуса
Перед оформлением лицензии нужно учитывать то, что микроавтобусы могут использоваться для оказания различных транспортных услуг. Это, в свою очередь, повлияет на процесс регистрации и последующее ведение коммерческой деятельности.
Таблица 1. Основные виды перевозок.
Вид |
Описание |
Городские |
Пассажиров перевозят в пределах населенного пункта по утвержденному маршруту. Данное направление имеет наибольшую конкуренцию. В то же время таким видом услуг пользуется очень большое количество людей, что увеличивает спрос. |
Междугородние |
Перевозка между различными населенными пунктами. Данный вид деятельности считается более трудоемким и небезопасным. Однако переезды между городами выше оплачиваются, в то время как конкуренция ниже. |
Такси |
Заключается в перевозке на заказ. Адрес доставки определяется клиентом. Водитель автобуса утверждает стоимость поездки, которая зависит от числа пассажиров и расстояния. |
Последний вариант считается наиболее прибыльным и удобным для новичков. Имея собственный микроавтобус, можно устроиться в уже существующую службу такси либо осуществлять перевозки на заказ самостоятельно. Такой вид транспортных услуг особо актуален во время различных мероприятий, когда необходимо перевезти группу людей.
К таким мероприятиям относятся:
- свадьбы;
- экскурсии;
- трансферы из аэропортов или вокзалов;
- семейные поездки;
- похороны.
Микроавтобусы необходимы для транспортировки пассажиров в разных ситуациях. Поэтому такое направление деятельности сохраняет актуальность, а услуги перевозчиков пользуются спросом.
Что нужно для открытия своего маршрутного такси
В России работа маршруток, как и весь другой общественный транспорт, регулируется Федеральным законом № 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом…” от 13.07.2015 и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного транспорта.
Так, сегодняшние нормы законодательства предписывают всем перевозчикам использовать для стоянки транспорта специальную парковку, а для осуществления перевозки пассажиров в количестве более 8 человек необходимо обязательно иметь лицензию, карту маршрута либо свидетельство на право перевозки пассажиров, выданное уполномоченным органом муниципальной, областной или краевой властей.
Одним из основных государственных документов для осуществления пассажирских автоперевозок считается лицензия. Наличие этого документа говорит о том, что перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, что его услуги соответствуют установленным нормам и стандартам, а водители имеют необходимый стаж. Получить лицензию можно при наличии собственного транспорта или взятого в аренду.
Для получения лицензии на пассажирские перевозки необходимо собрать внушительный пакет документов и предоставить их в территориальный орган Ространснадзора. Следует иметь в виду, что отдельные лицензии выдаются на каждый из четырех видов перевозок (городские, междугородные, пригородные и международные).
В перечень документов, необходимых для получения лицензии на перевозку пассажиров, входит:
-
свидетельство о регистрации юридического лица;
-
заявление на получении лицензии, заполняемое по определенной форме, где обязательно указывается тип перевозок;
-
документы, подтверждающие постановку лица на налоговый учет;
-
копии документов, регламентированных “Положением о лицензировании”;
-
копии учредительных документов предприятия, заверенных в нотариальном порядке.
И это только, скажем так, основные документы. Также понадобятся документы от водителей, которые подтверждают их трудовой стаж (трудовая книжка) и способность управлять транспортом (медицинское заключение для разрешения управления транспортными средствами), сведения о помещениях, в которых проводится техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, а именно:
-
копии документов о наличии в собственности специально оборудованного помещения (выписка из ЕГРП или договор);
-
декларация о наличии собственной стоянки;
-
документы на техническое оборудование в помещении;
-
сертификаты или прочие документы, подтверждающие соответствие помещения общепринятым нормам.
В качестве дополнительных документов понадобится договор на осуществление медицинского предрейсового осмотра водителей, документы о наличии необходимого транспорта, техпаспорт транспортного средства, диагностическая карта или талон о проведении техосмотра и заключения специалиста транспортной комиссии.
Выдача лицензии осуществляется в течение 30-45 дней после подачи заявления. До подачи документов необходимо уплатить госпошлину в размере 7500 рублей. Если до 2011 года лицензии выдавались на 5 лет, то теперь они выдаются бессрочно. Перед сбором документов обязательно уточните перечень на официальном портале Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, так как требования могут измениться. Получить лицензию на перевозку пассажиров могут как индивидуальные предприниматели, так и организации. За деятельность без лицензии ИП грозит штраф в 100 тыс. руб., организациям — 400 тыс. руб. Причем, при повторном нарушении нарушителя ждет не только штраф, но и конфискация транспортного средства.
О тонкостях и подводных камнях бизнеса
При поиске водителей категории D важно отдавать предпочтение ответственным людям, с опытом вождения от 3 лет. Маршрутное такси может находиться в собственности нанятого водителя, который будет самостоятельно отвечать за техническое состояние, мойку, ремонт и заправку
Такой вариант имеет свои подводные камни, когда водитель из-за нежелания, нехватки времени или средств не содержит автомобиль в надлежащем состоянии. В результате вместо прибыли маршрутка принесет убыток.
Лучше всего осуществлять техническую проверку автопарка перед каждым выездом на рабочую смену, а с помощью медицинского специалиста проверять состояние водителя, выходящего в рейс. Такие меры будут гарантировать безопасность водителя и пассажиров, а также избавят владельца маршруточного бизнеса от нежелательных рисков.
Чем лучше будет подготовка, тем выгоднее станет бизнес на пассажирском микроавтобусе или автобусе любого другого класса (городские, пригородные или междугородние перевозки). Для этого можно прибегнуть к созданию бизнес-плана, помогающего оценить затраты на запуск: приобретение ТС (лизинг или кредит), аренда стоянки для автобусов, оформление лицензии, выплата заработной платы и прочее.
Самые опасные подводные камни:
- ошибка в подсчете затрат (установленные тарифы держатся годами, а затраты на обслуживание автопарка растут);
- недостаточная информированность о степени конкуренции в данной сфере;
- переоценка собственных сил.
Заключение
Мы уже знаем, что нужно для пассажирских перевозок. Поэтому хотелось бы сказать, что наиболее оптимальное время для открытия компании по перевозке людей — это летний период. Обусловлено это тем, что в это время невысокая активность в городе, что позволит плавно влиться в колею без особых убытков.
К тому времени, когда настанет сезон повышенной активности, это, как правило, осень и весна, вы уже будете знать, выгодны ли пассажирские перевозки для вас, и как нужно работать, обходить конкурентов и т. п.
В любом случае в таком деле, как организация пассажирских перевозок, имеет значение каждая мелочь. Чем лучше вы подберёте маршрут, тем больше будет заработок, чем большее количество транспортных средств будет у вас в распоряжении, тем быстрей вы сможете заработать.
Так или иначе, расширять границы компании нужно постепенно, и делать это желательно продуманно, учитывая все особенности. Так или иначе, пассажирские перевозки как бизнес – это очень перспективное и прибыльное направление, но только в том случае, если всё оформлено должным образом, и отношение к клиенту будет на высшем уровне.